• 9 мая

    9 мая

  • Дебют

    Дебют

  • Мисс и мистер колледжа

    Мисс и мистер колледжа

  • Юбилей

    Юбилей

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

ОДБ.01.Литература.ТЭК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Литература  предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями Государственного стандарта среднего общего образования (приказ № 679 от  30.07. 2018 г.).

Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Литература ориентирована на достижение следующих целей:

·        освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

·        знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

·        овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

·        развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

·        воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

·        применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

      При изучении литературы как базового учебного предмета решается задача формирования гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.

Предлагаемая рабочая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

          Полученные в процессе обучения студентом знания необходимы для освоения таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «История», «Украинская литература», «Мировая художественная культура».

           При формировании содержания курса использовались принципы научности, последовательности, системности, доступности, вариативности, личностной ориентации.

 В ходе изучения дисциплины используются как традиционные виды занятий, такие как лекции, семинары, комбинированные занятия, так и нетрадиционные: час поэзии, урок-исследование, музыкально-литературные встречи, литературные турниры и т.д. Программа предполагает самостоятельную работу студентов, которая включает работу с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов), написание сочинений,  составление текстов для самоконтроля, составление библиографических карточек по творчеству писателя, подготовку рефератов, работу с энциклопедиями, справочниками.  

Формами текущего контроля служат письменные опросы по творчеству писателя, устные ответы, выполнение тестовых заданий, написание сочинений, контрольных работ, докладов, рефератов, исследовательские работы, литературные викторины, создание презентаций. Итоговый контроль проводится в форме дифференцированного зачёта.

Количество часов, отведенных на изучение учебной дисциплины «Литература» соответствует требованию ГОС СОО, что дает право студентам пройти государственную итоговую аттестацию.

    

 

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.01 Литература

 

1.1  Область применения рабочей программы

        Учебная дисциплина ОДБ.01 Литература является частью программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальностям 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества   потребительских товаров.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки КРС

     Учебная дисциплина ОДБ.01 Литература относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла ППКРС.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 

  - образную природу словесного искусства;

  - содержание изученных литературных произведений;

  - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.;

  - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

        - основные теоретико-литературные понятия.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

       -  воспроизводить содержание литературного произведения;

       - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

       - анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

       - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

       - соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

       - определять род и жанр произведения;

       - сопоставлять литературные произведения;

       - выявлять авторскую позицию;

       - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

       - аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

       -  работать со справочными материалами, составлять схемы, таблицы, конспекты;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

       Вариативная часть — не предусмотрено.

       В ходе изучения программы в соответствии с установленными требованиями студент должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способности:

– создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

– участия в диалоге или дискуссии;

– самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

– определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

– определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

       Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

1.4.    Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающего 198 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 132 часа;

- самостоятельной работы обучающегося 66 часов.

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.01 Литература

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

   198

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

132

в том числе:

 

Лекции

72

практические занятия, семинарские занятия

60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

66

в том числе:

 

- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирова-      

  ние критических статей и литературоведческих текстов);

- составление тестов для самоконтроля;

- составление библиографических карточек по творчеству писателя;

- подготовка рефератов;

- подготовка презентаций;

- написание сочинений и творческих работ;

- анализ поэтических произведений;

- заучивание наизусть;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями

 

 

 

 

 

 

12

4

8

8

6

8

6

10

4

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачёта

 

 

 

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

     3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

      Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- шкаф для хранения учебно-наглядных пособий и книг

- классная доска

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

Технические средства обучения: мультимедийная установка.

 

          3.2. Перечень учебно-методической литературы

Основная:

1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2016. – 368 с.

2. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2016. – 368 с.

3. Русский язык и литература: Литература. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Часть 1. / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др. - М.: Просвещение, 2016. – 415 с.

4. Русский язык и литература: Литература. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Часть 2. / О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др. - М.: Просвещение, 2016. – 415 с.

 

Дополнительная:

1. Литература (русская литература XX века). 11 кл. В 2 ч.: учеб.для общеобразоват. учреждений/В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В,Агеносова. – 15-е изд. – М.: Дрофа, 2010.

2. Русская литература XIX: учебное пособие/ Роговер Е.С. – СПб.; М.: САГА: ФОРУМ, 2010.- 432 с.

3. Роговер Е.С. Русская литература XX: учебное пособие– СПб.; М.: САГА: ФОРУМ, 2011.- 496 с.

 

Электронные ресурсы:

1.     http://www.klassika.ruhttp://www.gramma.ru/RUS/ - Библиотека русской литературы «Классика.ру» (02 сентября 2016 г.).

2.     http://www.stihi-rus.ru/page3.htm - «Антология русской поэзии» (02 сентября 2016 г.)

3.     http://www.e-kniga.ru - «Электронная библиотека художественной  литературы» (02 сентября 2016 г.).

 

 

4.     Контроль и оценка результатов освоения

УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

       Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, написания сочинений, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения

- воспроизводить содержание литератур-ного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произ-ведение, используя сведения по истории и теории литературы;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой,  с литературным направлением эпохи,  выявлять авторскую позицию;

- определять род и жанр произведения;

- выразительно читать изученные произ-ведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произве-дению:

- работать со справочными материалами, составлять  схемы, таблицы, конспекты;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

1.Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом  опросе в устной форме.

2.Оценка результатов выполнения письменных работ (анализ текстов (фрагментов).

3.Оценка результатов выполнения тестовых заданий, написания самостоятельных работ.

4.Оценка выразительного чтения наизусть стихотворений или фрагментов текста.

5.Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы.

6.Оценка содержания реферативных сообщений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоенные знания

- основные закономерности историко-литературного процесса и направления литературы Х1Х-ХХ вв.;                              - содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой,  с литературным направлением эпохи,  выявлять авторскую позицию;

 

 

1.      Оценка написания литературных диктантов.

2.      Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме, анализ текста, выполнение индивидуальных заданий.

3.      Оценка результатов выполнения тестовых заданий, написания творческих работ, сочинений.

 


2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№  занятия

 

Наименование  разделов, тем,

содержание учебной дисциплины

Количество часов

Уровень освоения *

Перечень учебно-методической литературы (№, стр.)

Всего

в том числе

Л

С

П

Лаб.

С.р.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I семестр

Раздел 1. Русская литература 2-й половины ХIХ века

Тема 1.1 Введение.

2

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.  Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века. Взаимодействие разных стилей и направлений. Развитие реализма.

 

2

 

 

 

 

1

Л 1, с .7 - 39

Тема 1.2. И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

8

4

 

2

 

2

 

 

2

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество.

Ощущение неустойчивости времени и обозначение главных его проблем: крепостное право, новый тип героя Социальное, нравственное и общечеловеческое в творчестве писателя.

 

2

 

 

 

 

2

Л 1, с . 212-234

3

 «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

 

 

 

2

 

 

2

Л 1, с .238-240

4

Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя.

 

2

 

 

 

 

 

Л 1, с .240-244

 

Самостоятельная работа №1. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

 

 

 

 

 

2

2

Л 1, с .236-238

Тема 1.4 И.А.Гончаров. Роман «Обломов»

6

2

 

2

 

2

 

 

5

Жизнь и творчество И.А. Гончарова.  Творческая история романа «Обломов». Социальная и нравственная проблематика романа.

 

2

 

 

 

 

2

Л 1, с . 135-144

6

 

И.А. Гончаров. «Обломов». Противоречивость характера Обломова. «Обломовщина» как общественное явление. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви.

 

 

 

2

 

 

2

Л 1, с . 148-154

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Самостоятельная работа №2. Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).

 

 

 

 

 

 

2

3

Л 1, с .145-147

Тема 1.5. А.Н. Островский. Жизнь и творчество

6

4

 

 

 

2

 

 

7

Жизнь и творчество А.Н. Островского. Драма «Гроза».

Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Нравственная проблематика пьесы «Гроза»

 

2

 

 

 

 

2

Л 1, с .174-183

 

Самостоятельная работа №3. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев,      А.П. Григорьев о драме «Гроза».

 

 

 

 

 

2

3

Л 1, с . 183-187

8

«Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия.

 Система персонажей. "Денежные идолы". Характер и душа Ларисы, мотив свободного полета, связанный с ее судьбой (чайка). Психологическая драма ее судьбы.

 

2

 

 

 

 

 

Л 1, с . 187-194

Тема 1.6  М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города»

4

2

 

 

 

2

 

 

 

Самостоятельная работа №4. Жизнь   и   творчество   М.Е.Салтыков-Щедрина.  «История   одного   города»   –   ключевое художественное   произведение   писателя. Сатира как выражение общественной позиции писателя.

 

 

 

 

 

2

3

Л 2, с .3-10

9

 

 

«История одного города». Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта.

 

2

 

 

 

 

2

Л 1, с .10-40

Раздел 2. Из русской поэзии второй половины ХІХ века

Тема 2.1. Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество

2

 

 

2

 

 

 

 

10

Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Основные мотивы лирики поэта. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего («Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...» и др.) Лирика любви («Я встретил вас, и все былое...» «О, как убийственно мы любим…» и др.)

 

 

 

2

 

 

2

Л 1, с .187-198

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тема 2.2. А.И.Фет. Жизнь и творчество

4

 

2

 

 

2

 

 

 

Самостоятельная работа №5. Жизнь и творчество А.И.Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад...» «На заре ты ее не буди...» и др.

 

 

 

 

 

2

3

Л 1, с .198-209

11

Из русской поэзии второй половины ХІХ века.

Основные мотивы творчества Ф.И.Тютчева и А.И.Фета.

 

 

2

 

 

 

2

Л 1, с .187-209

Тема 2.3  Н.А.Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

6

2

2

 

 

2

 

 

12

Жизнь   и   творчество Н.А. Некрасова.  Жанровое своеобразие и гражданский пафос лирики Н.А.Некрасова.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...»,«Тройка»

 

2

 

 

 

 

2

Л 1, с .245-263

 

Самостоятельная работа №6. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический   язык.

 

 

 

 

 

2

3

Л 1, с .264-293

13

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы  крестьян  и  «народных  заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Проблема счастья.

 

 

2

 

 

 

2

Л 1, с .293-313

Раздел 3. Из русской литературы последней трети ХІХ века

Тема 3.1  Ф.М.Достоевкий. «Преступление и наказание»

10

4

 

2

 

4

 

 

 

Самостоятельная работа №7. Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Идейно-философские взгляды писателя.

 

 

 

 

 

2

3

Л 2,с.66-85

14

 

«Преступление и наказание».  Творческая история романа.   Противо-поставление  преступления  и  наказания  в  композиции романа. Эволюция образа Раскольникова.

 

2

 

 

 

 

2

Л 2,с.85-86

 

 

Самостоятельная работа №8. Композиционная   роль   снов   Раскольникова,   его   психология, преступление  и  судьба  в  свете  религиозно-нравственных  и  социальных представлений

 

 

 

 

 

2

3

Л 2,с.86-88

15

Развенчание теории «сильной личности». Утверждение христианских ценностей в романе. Образ Сони Мармеладовой.

 

 

 

2

 

 

2

Л 2, с. 88-90

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16

«Маленькие  люди»   в   романе «Преступление и наказание»,   проблема   социальной несправедливости и гуманизм писателя.

 

2

 

 

 

 

2

Л 2, с. 90-95

Тема 3.2. Л.Н.Толстой. Роман-эпопея  «Война и мир»

14

4

2

2

 

6

 

 

 

Самостоятельная работа №9. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»

 

 

 

 

 

2

3

Л 2, с. 128-162

17

Роман-эпопея «Война и мир» - вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля.

 

2

 

 

 

 

2

Л 2, с. 163-173

18

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова. Самостоятельная работа №10.

 

 

 

2

 

2

2

Л 2, с.180-193

19

Женские образы романа «Война и мир». Нравственно- психологичес-кий  облик  Наташи  Ростовой,  Марьи  Болконской,  Сони,  Элен.

 

 

2

 

 

 

2

Л 2, с.193-194

20

Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Философский смысл образа Платона Каратаева. Патриотизм ложный и патриотизм истинный.

 

2

 

 

 

 

2

Л 2, с.194-202

 

Самостоятельная работа №11. Контрольное сочинение по роману Л.Толстого «Война и мир»

 

 

 

 

 

2

2

Л 2, с.202-227

Раздел 4. Страницы истории западноевропейского романа ХIХ века

Тема 4.1 Фредерик Стендаль. «Красное и чёрное»

4

2

2

 

 

 

 

 

21

Сведения о жизни и творчестве французского писателя. «Красное и чёрное». Многозначность символического названия романа, значение подзаголовка «Хроника XIX века».

 

2

 

 

 

 

2

Л 2, с.277-282

22

Противоречивые характеры героев романа «Красное и черное». Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя. Женские образы.

 

 

2

 

 

 

2

Л 2, с.282-286

Тема 4.2 Оноре де Бальзак. «Гобсек»

4

2

 

 

 

2

 

 

23

Сведения о жизни и творчестве О. де Бальзака. «Власть золота» и подлинные жизненные ценности в повести «Гобсек».

Самостоятельная работа №12.

 

2

 

 

 

2

2

Л 2, с.290-294

24

Итоговое занятие

2

 

 

2

 

 

3

Л 1, Л 2

 

Всего за I семестр

72

28

8

12

 

24

 

 


№  занятия

 

Наименование разделов, тем,

содержание учебной дисциплины

Количество часов

Уровень освоения *

Перечень учебно-методической литературы (№, стр.)

Всего

в том числе

Л

С

П

Лаб.

С.р.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

II семестр

Раздел 5. Развитие драматургии в конце  ХIХ - начале ХХ века

Тема 5.1 Генрик Ибсен. «Кукольный дом»

2

 

 

2

 

 

 

 

1

Обзор жизни и творчества Г.Ибсена.  Новаторство драматургии. Пьеса «Кукольный  дом».  Проблема  социального  неравенства  и права женщины.

 

 

 

2

 

 

2

Л 2, с.264-268

Тема 5.2  Джордж Бернард Шоу. Пьеса «Пигмалион»

4

2

 

2

 

 

 

 

2

Д.Б.Шоу. Жизнь и творчество. Интеллектуальный характер драматургии Б.Шоу.

 

2

 

 

 

 

2

ЛД 1, с.105-108

3

Пьеса «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над  сознанием  людей. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

 

 

 

2

 

 

 

ЛД 1, с.108-112

Тема 5.3  А.П.Чехов. «Вишневый сад»

8

 

 

6

 

2

 

 

4

А.П.Чехов. Жизнь   и   творчество.   Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Рассказ  «Ионыч». От Дмитрия Ионича Старцева к Ионычу: эволюция или деградация?

 

 

 

2

 

 

2

Л 2, с.282-314

5

Рассказы А.П.Чехова: темы и проблемы. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дом с мезонином»,  «Дама с собачкой»

 

 

 

2

 

2

 

Л 2, с.314-322

6

Новаторство драматургии А.П.Чехова. Пьеса «Вишневый  сад».  Образ  вишневого  сада,  старые  и  новые  хозяева  как прошлое, настоящее и будущее России.

 

 

 

2

 

 

3

Л 2, с.322-339

Раздел 6. Из мировой литературы начала ХХ века

Тема 6.1 ХХ век как тип культуры, его основные черты и особенности. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX ст.

2

2

 

 

 

 

 

 

7

Основные направления и стили в художественной культуре ХХ века.

Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX в.

 

2

 

 

 

 

2

Л.3, с.23

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тема 6.2 Русская литература начала ХХ века

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа №13. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Жизнь и творчество И.Бунина

 

 

 

 

 

2

3

Л 3, с.36-49, с.53-77

Тема 6.3 И.А.Бунин. Жизнь и творчество.

2

2

 

 

 

 

 

 

8

 

 И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Рассказы «Легкое    дыхание», «Антоновские яблоки». Тема любви в рассказах писателя. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе.

 

2

 

 

 

 

2

Л 3, с.53-77

Тема 6.4  А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»

2

 

 

2

 

 

 

 

9

А.И. Куприн. Сведения из биографии. Трагический смысл повести «Гранатовый браслет». Тема любви как высшей ценности в мире.

 

 

 

2

 

 

2

Л 3, с.78-90

Тема 6.5  А.М. Горький. «На дне»

4

2

 

 

 

2

 

 

10

М. Горький. Сведения из биографии. Рассказ «Старуха Изергиль». Смысл противопоставления Данко  и  Ларры.  Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «Песня о Буревестнике» как выражение романтического идеала. Новаторство Горького-драматурга.

 

2

 

 

 

 

2

Л 3, с.186-194

 

Самостоятельная работа №14. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Атмосфера   духовного   разобщения   людей. «Три правды» в пьесе и их столкновение.

 

 

 

 

 

2

2

Л 3, с.194-199

Раздел 7. Из мировой литературы

 

Тема 7.1 Из мировой литературы.

4

2

 

 

 

2

 

 

11

Многообразие и дробность европейского модернизма, множественность его течений и неоднозначность определений. Э.М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения».

 

2

 

 

 

 

2

Л.3, с.30 - 35

 

Самостоятельная работа №15. Ф.Кафка. Краткие сведения об австрийском писателе и его «расколотом мире». «Превращение» Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле.

 

 

 

 

 

2

3

Л.3, с.35 - 38

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 8. Особенности поэзии начала ХХ века.

Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века

Тема 8.1 «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха

8

2

 

2

 

4

 

 

 

 

12

Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Поиски новых принципов и форм поэтического самовыражения в творчестве символистов, акмеистов, футуристов. Их философско-эстетические концепции, платформы, манифесты.

 

2

 

 

 

 

2

Л 3, с.140-142

 

Самостоятельная работа №16. В. Я. Брюсов. Слово о поэте. В.Я.Брюсов   как основоположник символизма в русской поэзии. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны»

 

 

 

 

 

2

3

Л 3, с.142-144

13

Н. С. Гумилёв. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны». Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Трагическая судьба поэта после революции.

 

 

 

2

 

 

2

Л 3, с.144-145 160-170

 

Самостоятельная работа №17. Андрей Белый (Б.Н.Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения. Ликующее  мироощущение  (сборник  «Золото  в  лазури»).  Резкая  смена ощущения  мира  художником  (сборник  «Пепел»). Философские  раздумья поэта (сборник «Урна»).

 

 

 

 

 

2

3

Л 3, с.160-162

Тема 8.2 А.А.Блок. Жизнь и творчество

4

2

 

2

 

 

 

 

 

 

14

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи  о  Прекрасной  Даме».  Блок  и  символизм. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Развитие речи. Чтение стихотворений наизусть.

 

2

 

 

 

 

2,3

Л 3, с.206-224

15

Поэма «Двенадцать». История   создания. Многоплановость,  сложность  художественного  мира поэмы.

Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая  полемика  вокруг  поэмы. 

 

 

 

2

 

 

2

Л 3, с.224-236

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тема 8.3 Новокрестьянская поэзия

6

 

 

2

 

4

 

 

 

Самостоятельная работа №18. Новокрестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А. Клюева. Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Клюев и Блок. Клюев и Есенин. 

 

 

 

 

 

2

2

Л 3, с.238-258

 

 

16

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни.  Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»). Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Любовная тема в лирике Есенина.

Развитие речи. Чтение стихотворений наизусть.

 

 

 

2

 

 

2

Л 3, с.260-267

 

Самостоятельная работа №19. С.А. Есенин. Поэтическое творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст»

 

 

 

 

 

2

3

Л 3, с.267-268

Тема 8.4 В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.

2

 

 

 

 

2

 

 

 

Самостоятельная работа №20. Маяковский и футуризм. Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Поэтическое новаторство Маяковского.

 

 

 

 

 

2

3

Л 3, с. 300 -336, 338-349 

Раздел 9. Особенности развития литературы в 1920-1940-е годы

Тема 9.1 Литературный процесс 20-х годов ХХ века

4

2

 

 

 

2

 

 

 

 

17

Общая характеристика литературного процесса 1920-х годов.

Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения   М.М.Зощенко. «Аристократка», «Баня», «Нервные люди», «Любовь» и др.. Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения. Утопия и антиутопия.

 

2

 

 

 

 

2

Л 3,с. 338– 347,  с. 388 - 395

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Самостоятельная работа №21. Е.И.Замятин. Роман «Мы». Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах «идеологизированной» науки. Элементы сатиры в романе Замятина.

 

 

 

 

 

2

3

Л 3,с.347-352 

Тема 9.2 Литература 1930-х годов

4

4

 

 

 

 

 

 

 

18

Общая характеристика литературы 1930-х годов.

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Николай Островский и его роман «Как закалялась сталь». Литература на стройках пятилетки. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый».

 

2

 

 

 

 

2

Л 4, с.3-14, с.16-22

 

19

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Высокий пафос и острая сатира  платоновской  прозы. 

Тип  платоновского  героя  —  мечтателя  и правдоискателя. Повесть «Котлован». Труд как основа нравственности человека. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская  многозначность  названия  повести. 

 

2

 

 

 

 

2

Л 4, с.22-32

Тема 9.3   М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»

8

2

 

4

 

2

 

 

 

20

М.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа.

 

2

 

 

 

 

2

Л 4, с.33-54

 

21

«Мастер и Маргарита». Переосмысление библейских сюжетов и  образов, их роль в раскрытии идейного замысла романа.    

 

 

 

 

2

 

 

2

Л 4, с.55-56, 59-62

 

Самостоятельная работа №22. Мир советской действительности в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Сатирическое изображение Москвы 30-х гг.

 

 

 

 

 

2

3

Л 4, с.57-58

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

22

«Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Образы мастера и Маргариты.

Образы Воланда  и его свиты. Ирония и гротеск  в картинах столкнове-ния демонических сил с  московской  действительностью.

Контрольная  работа

 

 

 

2

 

 

2

Л 4, с.59-62

Тема  9.4  М. И. Цветаева. Жизнь и творчество

2

2

 

 

 

 

 

 

 

23

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Уникальность  поэтического  голоса  Цветаевой.  Тема  творчества,  миссии  поэта.  Тема  Родины.  Фольклорные  истоки  поэтики. Трагичность  поэтического  мира  Цветаевой. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» , «Кто создан из камня, кто создан из глины...».

Развитие речи. Чтение стихотворений наизусть.

 

2

 

 

 

 

2

Л 4, с.63-76

Тема  9.5  О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество

2

 

 

 

 

2

 

 

 

Самостоятельная работа №23. О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.  Тугие  паруса...»,  «Silentium».

 

 

 

 

 

2

3

Л 4, с.79-95

Тема 9.6. А.Н.Толстой. Краткие сведения о жизни и творчества писателя

2

2

 

 

 

 

 

 

24

А.Н.Толстой. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Тема русской истории в творчестве писателя. «Петр Первый». Образ Петра в романе. Художественное своеобразие романа.

 

2

 

 

 

 

2

Л.4, с.97-116

Тема  9.7 М.М.Пришвин. «Фацелия».

2

 

 

 

 

2

 

 

 

Самостоятельная работа №24. М.М.Пришвин. Краткий рассказ о писателе. Особенности мироощущения Пришвина. Идея сотворчества человека и природы. Чувство родины как нравственная основа поведения людей.

 

 

 

 

 

2

2

Л.4, с. 117 - 131

Тема 9.8  Б. Л. Пастернак. Стихотворения. «Доктор Живаго»

6

4

 

 

 

2

 

 

 

25

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Во всем мне хочется дойти...», «Зимняя ночь» и др.. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Роман  «Доктор  Живаго».

 

2

 

 

 

 

2

Л 4, с.132-143

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

26

Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе.

 

2

 

 

 

 

2

Л 4, с.143-150

 

Самостоятельная работа №25. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго». Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа.

 

 

 

 

 

2

3

Л 4, с.150-153

Тема  9.9 А.А.Ахматова. Стихотворения. Поэма «Реквием»

2

 

 

2

 

 

 

 

 

27

А.Ахматова. Жизнь и творчество. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма  «Реквием».  Трагедия  народа  и  поэта.  Библейские мотивы и образы в поэме. Особенности жанра и композиции поэмы.

 

 

 

 

2

 

 

2

Л 4, с.153-174

Тема  9.10 Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве.    

2

 

 

 

 

2

 

 

 

Самостоятельная работа №26. Мир человека и мир природы в лирике поэта, их единство.  «Завещание», «О красоте человеческих лиц», «Лицо коня», «Можжевеловый куст» и др. 

 

 

 

 

 

 

2

2

Л 4, с. 176 - 184

Тема 9.10 М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

8

2

 

4

 

2

 

 

 

28

Очерк жизни и творчества М.А. Шолохова. «Тихий Дон» роман-эпопея о всенародной трагедии.  История создания шолоховского эпоса.  Споры о романе.

 

 

2

 

 

 

 

2

Л 4, с.186-197

 

29

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная  в  романе.  Семья  Мелеховых.  Жизненный  уклад,  быт,  система нравственных ценностей казачества. Образ Григория Мелехова. Трагедия главного героя.

 

 

 

2

 

 

2

Л 4, с.198-205, 209-212

30

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Проблема гуманизма  в  эпопее.  Утверждение высоких нравственных ценностей в романе «Тихий Дон».

 

 

 

2

 

 

2

Л 4, с.205-209

 

Самостоятельная работа №28. Сочинение по теме.

 

 

 

 

 

 

2

3

Л 4, с.205-209

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 10. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 10.1 Литература периода Великой Отечественной войны

4

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

31

Литература «предгрозья»:  два  противоположных  взгляда  на  неизбежно приближающуюся войну.

Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, О. Берггольц, К. Симонова и др.. Человек на войне, правда о нем.  Очерки, рассказы, повести   К. Паустовского,

 А.Толстого, М. Шолохова, А.   Платонова, В.   Гроссмана   и   др.   Драматургия военных лет.

 

 

2

 

 

 

2

Л 4, с.251-273

 

Самостоятельная работа №29. Развитие речи. Подготовка рефератов

 

 

 

 

 

2

3

Л 4, с.251-273

Тема 10.2 А. Т.Твардовский. Жизнь и творчество

2

2

 

 

 

 

 

 

 

32

А. Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Традиции  и  новаторство  в  поэзии.  Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» «В тот день, когда закончилась война...». Поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью — даль», «По праву памяти».

 

2

 

 

 

 

2

Л 4, с.223-245

Раздел 11. Особенности развития литературы в 1950-1990-е годы

Тема 11.1 Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели».

4

 

2

 

 

2

 

 

 

33

Повести о войне 1940-1970-х гг. «Оттепель» – начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития. «Деревенская» проза. Драматургия.

 

 

2

 

 

2

2

Л 4, с.245-260

 

Самостоятельная работа №30. Развитие речи. Подготовка рефератов. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота». «Городская» проза и повести Трифонова. Повесть «Обмен». В.Г.Распутин. Повесть «Живи и помни». Взаимоотношения человека и природы в романе В.П.Астафьева «Царь-рыба»

 

 

 

 

 

 

3

Л 4, с.261-280

Тема 11.2 А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

2

2

 

 

 

 

 

 

34

А.И. Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность (Обзор). Малая проза Солженицына — рассказы «Матренин двор», «Захар-Калита», серия миниатюр «Крохотки». «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

 

2

 

 

 

 

2

Л 4, с.282-300

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тема 11.3 Поэзия периода «оттепели». Поэзия конца ХХ — начала XXI в.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

35

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия конца ХХ — начала XXI века: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

 

 

2

 

 

 

2

Л.4, с.312 - 368

Тема 11.4 Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество

2