СОДЕРЖАНИЕ
ПОяснительная записка ………………………………………3
1.паспорт рабочей программы
учебной дисциплины……………………………………………5
2.структура и содержание
учебной дисциплины……………………………………………7
3.контроль и оценка результатов
учебной дисциплины…………………………………………..14
4.условия реализации
учебной дисциплины…………………………………………..15
5.ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ
И ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ………………………17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.07 Правоведение предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Правоведению» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом как изучаемые объекты.
Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами История Отечества, Уроки гражданственности и духовности Донбасса, Обществознание.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов.
Изучение дисциплины «Правоведение» на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознания себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
-воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважение к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
-освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в республиканском, российском и мировом нормативно-правовом пространстве, эффективной реализации прав и законных интересов.
-овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
-формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Метод обучения лекционный с использованием фронтального опроса, тестирования, диктанта, работы с документами, подготовки докладов, информационных сообщений, презентаций.
Организация учебного процесса предусматривает изучение курса на очной форме обучения.
Форма итогового контроля – дифференцированный зачёт.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 ПРАВОВЕДЕНИЕ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.07 Правоведение составлена в соответствии с ГОС СПО по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, в соответствии с примерной программой: Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Правоведение. 11 кл.» / сост. Морозов П.Л., Сиверская Е.В. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО».- Донецк: Истоки, 2019.-32с. рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ №1133 от 15.08.2019 г.).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОДБ.07 Правоведение входит в базовую часть дисциплин общеобразовательной подготовки и реализуется по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины ОДБ.07 Правоведение студент должен
знать/понимать:
-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
-самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата) ;
-участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении у
-объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
1.4 Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки студента 34 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 23 часов;
- самостоятельной работы студента 11 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.2 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
34 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
23 |
в том числе: |
|
лекции |
19 |
практические занятия |
4 |
Самостоятельная работа студента (всего) |
11 |
работа над материалом учебной литературы, конспектом лекций; индивидуальные задания подготовка информационных сообщений разработка опорных конспектов. |
3 2 3 3 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.07 Правоведение
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов |
Объем часов |
Уровень освоения |
Перечень учебно-методической литературы (№, стр.) |
|||||
Всего |
В том числе |
||||||||
Л |
Пр.
|
С |
С.р. |
||||||
|
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Раздел 1. Государство |
|||||||||
Тема 1.1. Исторический аспект происхождения государства. |
Содержание учебного материала Общество, власть и общественные отношения. Причины и пути возникновения государства и права. Основные теории возникновения государства. Исторические типы государства: понятия и общая характеристика. |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
Л.1, читать Стр.4-15 |
|
Тема 1.2. Государство и его форма. |
Содержание учебного материала Понятие государства. Признаки государства. Функции государства и их классификация. Государственная власть. Разделение властей. Государственный аппарат и его функции. Форма государства. |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
Л.1, читать Стр.15-22; С.р. № 1, Л.1, изучить Стр.45-48 |
|
Тема 1.3. Правовое государство. |
Самостоятельная работа: № 1 Подготовка информационного сообщения: Пути формирования правовой культуры. |
1 |
|
|
|
1 |
3 |
Л.1, изучить Стр.45-48 |
|
Раздел 2. Основы теории права
|
|||||||||
Тема 2.1. Право в системе социальных норм. Система права. |
Содержание учебного материала Формы права. Особенности и виды нормативно-правового акта. Конституция в иерархии нормативных актах. Законотворческий процесс в |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
Л.1, читать Стр.37-41; Стр. 56-60 |
|
|
Донецкой Народной Республике. Формирование правового поля Донецкой Народной Республики. |
|
|
|
|
|
|||
Тема 2.2. Правоотношения |
Самостоятельная работа № 2 Работа над материалом учебной литературы: Понятие, виды и содержание правоотношений. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность |
1 |
|
|
|
1 |
3 |
Л.1, изучить Стр.41-44 |
|
Раздел 3. Правовой статус человека и гражданина
|
|||||||||
Тема 3.1. Права человека и их защита |
Содержание учебного материала Классификация прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Система судебной защиты прав человека. Права ребенка. Декларация, конвенция (пакты) о правах ребенка. Защита прав ребенка в ДНР. |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
Л.1,изучить Стр.63-66; С.р.№3 Стр.63-66; |
|
Тема 3.2. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина
|
Самостоятельная работа №3 Индивидуальное задание: Понятие и классификация конституционных прав и свобод гражданина. Избирательное право. Принцип презумпции невиновности. Конституционные обязанности гражданина ДНР. Воинская обязанность гражданина ДНР. Права и обязанности налогоплательщиков. |
1 |
|
|
|
1 |
3 |
С.р.№3 Стр.63-66; |
|
Тема 3.3. Институт гражданства |
Содержание учебного материала Правовой статус человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Особенности правового статуса гражданина Донецкой народной Республики |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
Л.1,читать Стр.63-65; С.р. № 4 Стр.19-22 |
|
Тема 3.4. Народовластие
|
Самостоятельная работа № 4 Написание опорного конспекта: Понятие и формы народовластия. Выборы в ДНР. Референдум в ДНР. |
1 |
|
|
|
1 |
3 |
С.р. № 4 Стр.19-22 |
|
Раздел 4. Основы конституционного строя Донецкой Народной Республики
|
|||||||||
Тема 4.1. Система государственной власти в ДНР |
Содержание учебного материала: Основы конституционного права ДНР. Конституция ДНР. Основы конституционного строя ДНР. Государственная символика. Глава ДНР, особенности правового статуса и полномочия Главы ДНР. Народный совет ДНР. Правовой статус народных депутатов. Правительство ДНР. Председатель Правительства ДНР. Судебная система ДНР. Особенности формирования. Статус судей. |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
Л.1, читать Стр.59-60; С.р. № 5 изучить Стр.60-63 С.р. № 6 Л.1,изучить Стр.59-60
|
|
Самостоятельная работа № 5 Индивидуальное задание: Декларация о суверенитете ДНР. Акт о провозглашении государственной самостоятельности ДНР. Меморандум ДНР о правопреемственности. |
1 |
|
|
|
1 |
3 |
С.р. № 5 Л.1,изучить Стр.60-62 |
||
Тема 4.2. Система правоохранительных органов государства.
|
Самостоятельная работа № 6 Работа над материалом учебной литературы: Система правоохранительных органов в ДНР. Полиция: задачи и принципы деятельности. Обязанности и права полиции. Органы юстиций ДНР. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат |
1 |
|
|
|
1 |
3 |
С.р. № 6 Л.1,изучить Стр.59-60 |
|
Раздел 5. Основы частного права
|
|||||||||
Тема 5.1. Гражданское право. |
Содержание учебного материала Понятие и виды гражданских правоотношений. Объекты имущественного права. Личные неимущественные права. Гражданская правосубъектность. Особенности дееспособности несовершеннолетних. Сделка: виды, формы и условия действительности. |
2 |
|
2 |
|
|
2 |
Л.1, читать Стр. 131-140, С.р. № 7 Л.1,изучить Стр. 140-145 С.р. № 8 Л.1,изучить Стр. 152-156 |
|
Тема 5.2. Право собственности |
Самостоятельная работа № 7 Разработка опорного конспекта: Понятие права собственности. Формы и виды собственности. Способы приобретения права собственности. Авторское прав |
1 |
|
|
|
1 |
3 |
С.р. № 7 Л.1,изучить Стр. 140-145 |
|
Тема 5.3. Основы наследственного права. Предпринимательство. |
Самостоятельная работа № 8 Подготовка информационного сообщения: Наследственное право. Наследование по завещанию и по закону. Предпринимательская деятельность и ее принципы. Предпринимательство в ДНР. |
1 |
|
|
|
1 |
3 |
С.р. № 8 Л.1,изучить Стр. 152-156 |
|
Тема 5.4. Основы семейного права |
Содержание учебного материала Общая характеристика семейных отношений. Понятие семьи и брака. Условия заключения и расторжения. Взаимные права и обязанности родителей и детей. Опека и попечительство. |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
Л.1, читать Стр.167-172; С.р. № 9 Л.1, изучить Стр.180-196 |
|
Тема 5.5. Основы трудового право |
Самостоятельная работа № 9 Написание опорного конспекта: Трудовые правоотношения. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работника и работодателя. Рабочее время и время отдыха. Система оплаты труда. Понятие трудовой дисциплины. |
1 |
|
|
|
1 |
3 |
С.р. № 9 Л.1, изучить Стр.180-196 |
|
Тема 5.6. Право на образование. Занятость и социальное обеспечение. |
Самостоятельная работа № 10 Подготовка информационного сообщения: Право на образование и его реализация в ДНР. Система образования ДНР. Реализация прав на получение профессионального образования в ДНР. Занятость и трудоспособность. Социальное обеспечение. Система пенсионного обеспечения. |
1 |
|
|
|
1 |
3 |
С.р. № 10 Л.1, изучить Стр.66-74; |
|
Раздел 6. Основы публичного права
|
|||||||||
Тема 6.1. Уголовное право. Особенности уголовного судопроизводство. |
Содержание учебного материала Понятие уголовного права. Понятие, состав и виды преступлений. Признаки преступления. Вина и ее виды. Уголовное судопроизводство. Участники уголовного судопроизводства. Этапы и принципы уголовного процесса. Приговор и процедура обжалования. Амнистия. Помилование. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. |
2 |
|
2 |
|
|
2 |
Л.1, читать Стр.104-105; С.р. № 11, Л.1, изучить Стр.74-83 |
|
Тема 6.2. Гражданское судопроизводство
|
Самостоятельная работа № 11 Написание опорного конспекта: Особенности процессуального права. Сущность и принципы судопроизводства. Основные правила. Этапы, принципы и участники гражданского процесса. Срок исковой давности. Решение суда и его обжалование. Особенности гражданской ответственности несовершеннолетних. |
1 |
|
|
|
1 |
3 |
С.р. № 11, Л.1, изучить Стр.74-83 |
|
Тема 6.3. Административное право. Особенности административного судопроизводства. |
Содержание учебного материала Понятие административного права. Административные правоотношения и их особенности. Понятие государственной службы. Основания административной ответственности. Виды административных взысканий. Судебное производство по делам об административных правонарушениях. Стадии административного процесса. Решения административных судов. |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
Л.1, читать Стр.94-101 |
|
Тема 6.4. Основы жилищного, финансового, экологического права |
Содержание учебного материала Экологические права и обязанности граждан. Право граждан на жилье и формы его реализации. Бюджет. |
2 |
2 |
|
|
|
1 |
Л.1, изучить Стр.101 |
|
Тема 6.5. Международное право |
Содержание учебного материала Международные преступления и правонарушения. Международные суды. |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
Л.1, изучить Стр. 114-120 |
|
Всего: |
34 |
19 |
4 |
|
11 |
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения лекционных и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины ОДБ.07 Правоведение студент должен знать: - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; -тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; -необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; уметь: -характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; -анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; -объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); -раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; -осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; -оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; -подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
|
Формы контроля обучения: -домашнее задание проблемного характера; -практические задания по работе с информацией, документами, литературой; -подготовка и защита индивидуальных заданий проблемного характера, презентаций, сообщений.
Методы контроля направлены на проверку умения обучающихся: -отбирать и оценивать социальные факты, явления; -выполнять задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; -осуществлять исправление сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых знаний; -проектировать собственную гражданскую позицию через примеры социально-правовых событий.
Методы оценки результатов обучения: -мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания; -результат промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
|
4. Условия реализации программы учебной дисциплины
4.1 Требования к материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета; методического и дидактического обеспечения.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству студентов;
-рабочее место преподавателя;
-комплекс методического обеспечения преподавания учебной дисциплины.
Технические средства обучения:
-проектор;
-экран.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Нормативная база:
1.Конституция Донецкой Народной Республики;
2.Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
3.Государственный образовательный стандарт среднего общего образования;
4.Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Правоведение. 11 кл.» / сост. Морозов П.Л., Сиверская Е.В. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО».- Донецк: Истоки, 2019. - 32с.
Литература:
Основная:
1.Обществозание: Правовой блок. 9-11 кл.: Методическое пособие для учителей / Сост. Ткаченко Д.Л., Панченко Е.Е., Бурмистров О.Г., Скрипник Ю.В. и др. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО».- Донецк: Истоки, 2018. – 228 с.
2.Обществознание.10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И, Аверьянов, А.В. Белявский; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 350 с.
3.Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 335 с.
Дополнительная:
1.Основы правовых знаний: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская; под ред. В.И. Шкатуллы. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.dnr-sovet.su
2.http://studbooks.net
3.http://studopedia.su