СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 4
2. Паспорт программы учебной дисциплины. 6
3. Структура и содержание учебной дисциплины 9
4. Условия реализации учебной дисциплины 20
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. 22
1. Пояснительная записка
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям и специальностям для специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Деятельность человека является предметом научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основная цель «Безопасности жизнедеятельности» как науки - это защита человека в техносфере от негативного воздействия антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Защита человека предполагает, прежде всего, сохранение жизни и здоровья. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере любых негативных воздействий до допустимых значений.
Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Для обеспечения комфортности и безопасности конкретной деятельности должны быть решены следующие задачи:
1) идентификация (распознавание, количественная оценка, т.е. анализ) негативного воздействия среды обитания (т.е. источников и причин возникновения опасностей);
2) защита от опасностей или предупреждение воздействия на человека негативных факторов;
3) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов и разработка защиты от остаточного риска;
4) создание комфортного состояния среды обитания.
Основным направлением в практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций. Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты защиты. Основное желаемое состояние объектов - безопасное. Безопасное состояние объектов защиты реализуется при полном отсутствии негативного воздействия опасностей или при условии снижения их до допустимых значений.
В качестве объекта защиты рассматривают любой компонент окружающей среды (объект): человек, общество, государство, предприятие (организация, учреждение), природа, мир, космос и т.д. В порядке приоритета к объектам защиты на первое место относят человека, а затем уже общество, государство, природную среду, техносферу и т.д.
Методика преподавания дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения. При планировании и проведении занятий использованы такие методы и формы обучения как лекции, практические занятия и семинары.
При изучении дисциплины уделено внимание самостоятельной работе студентов, написанию рефератов, докладов, созданию презентаций, что способствует формированию общеучебных умений и навыков, организации творческой работы.
Усвоение вопросов курса дисциплины должно базироваться на изучении всей руководящей дисциплины, указанной в программе.
Система контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины включает в себя тестирование по разделам курса, написание докладов, рефератов, выполнение практических и самостоятельных работ, выполнение и защиту фото- и видеопрезентаций.
Итоговой формой контроля является дифференцированный зачет, который имеет целью проверку теоретических знаний студентов по дисциплине, выявление навыков применения полученных знаний при решении конкретных производственных задач, а также умения самостоятельно работать с научной и учебной литературой.
2. Паспорт программы учебной дисциплины
2.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего (полного) образования по специальностям СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
2.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» принадлежит к общепрофессиональному циклу
2.3. Цели и задачи учебной дисциплины требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны, способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть общими компетенциями:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных нестандартных ситуациях.
- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Товаровед - эксперт должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Управление ассортиментом товаров.
ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.
ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.
ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
5.2.2. Проведение экспертизы и оценки качества товаров.
ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.
ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.
ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.
5.2.3. Организация работ в подразделении организации.
ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.
ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов; самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
105 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
68 |
в том числе: |
|
Лекции |
40 |
Практические занятия, семинарские занятия |
28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
37 |
в том числе: |
|
написание рефератов |
8 |
подготовка презентаций |
6 |
составление опорных конспектов |
12 |
подготовка информационных сообщений |
4 |
формирование информационных блоков |
7 |
Промежуточная аттестация в форме |
дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:«Безопасность жизнедеятельности»
№ аудиторного занятия |
Наименование разделов тем, содержание учебной дисциплины |
Количество часов |
Уровень освоения* |
Перечень учебно-методической литературы (№, стр.) |
|||||||||||
дневная форма |
заочная форма |
||||||||||||||
всего |
в т. ч. |
всего аудиторных |
в т. ч. |
||||||||||||
Л |
С |
П |
лаб. |
с. р. |
Л |
С |
П |
лаб. |
с. р. |
||||||
ВСТУПЛЕНИЕ |
|||||||||||||||
|
Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности |
4 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
1 |
1. Цели и задачи дисциплины 2. Основные понятия БЖД 3. Виды опасностей |
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
1-2 |
Л.1, с.7-17, 49-59 |
Самостоятельная работа №1. Риск как оценка опасности |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
||
РАЗДЕЛ 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья |
|||||||||||||||
|
Тема 2. Обеспечение безопасности в повседневной жизни |
4 |
|
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
2 |
1. Пожарная безопасность. 2. Правила безопасного поведения в местах повышенной социальной опасности. 3. Обеспечение личной безопасности в природных условиях. |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.1, с.97-144 |
Самостоятельная работа №2.Обеспечение безопасности на дорогах. |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
||
|
Тема 3. Экологическая и производственная безопасность |
8 |
2 |
2 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
3 |
1. Экологическое и природоохранное законодательство ДНР. 2. Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, гидросферу и биосферу. 3. Утилизация отходов. 4. Меры по оптимизации хозяйственной деятельности и охране окружающей природной среды. |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.2, с.26-32 |
4 |
Физиологические условия труда. |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.2, с.26-35 |
Самостоятельная работа №3.Защита человека от действий опасных факторов техногенной среды. |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
4 |
2 |
||
РАЗДЕЛ 2. Основы комплексной безопасности |
|||||||||||||||
|
Тема 4. Опасные и чрезвычайные ситуации. Их влияние на сферы деятельности человека. |
5 |
2 |
2 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
5 |
1. ЧС природного и техногенного характера 2. Виды социальных опасностей. 3. Безопасность в условиях криминальной преступности. 4. Терроризм как общественное явление |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.1, с.26-47 |
Самостоятельная работа №4. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
||
6 |
Правила безопасного поведения при различных чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.1, с.48-55 |
|
Тема 5. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности государства |
6 |
2 |
|
2 |
|
2 |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
|
|
7 |
1. Задачи гражданской обороны, основные понятия и определения. 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС 3. Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериальной защиты. 4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов оружия массового уничтожения. |
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
1-2 |
Л.1, с.160-187 |
|
Самостоятельная работа №5.Правила поведения в защитных сооружениях |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
8 |
Организация гражданской обороны в образовательном учреждении |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.1, с.188-191 |
|
Тема 6. Государственные службы по обеспечению безопасности населения. |
5 |
2 |
2 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
9 |
1. Структура и органы управления гражданской обороной в Донецкой Народной Республике 2. Службы защиты населения 3. Аварийно-спасательные службы |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.4, с.367-374 |
Самостоятельная работа №6. Роль государства в обеспечении безопасности участников дорожного движения |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
||
10 |
Гражданская защита |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.4, с.367-374 |
РАЗДЕЛ 3. Основы медицинских знаний |
|||||||||||||||
|
Тема 7. Основы здорового образа жизни |
18 |
6 |
6 |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
18 |
|
|
11 |
1. Факторы, обеспечивающие здоровье человека 2. Здоровый образ жизни 3. Закон ДНР «О здравоохранении» |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.1, с. 138-143
|
12 |
Правила личной гигиены и рационального питания |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.2, с.62-65 |
Самостоятельная работа №7. Рацион питания в соответствии с понятием «норма» |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
||
13 |
1. Репродуктивное здоровье 2. Нравственность и здоровый образ жизни 3. Инфекции, передаваемые половым путём 4. Меры профилактики ВИЧ |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.1, с. 132-137 Л.2, с.66-81 |
Самостоятельная работа №8. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье мужчин и женщин |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
||
14 |
Вредные привычки, их влияние на здоровье человека |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.1, с. 152-159
|
15 |
1. Физическое здоровье 2. Психическое здоровье 3. Понятие «социальное здоровье» |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.1, с.128-131 |
Самостоятельная работа №9. Значение физической культуры для здоровья человека |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
||
16 |
1. Режим труда и отдыха 2. Влияние биологических ритмов на работоспособность человека 3. Составление режима дня |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.1, с. 144-151
|
|
Тема 8. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях |
55 |
22 |
8 |
6 |
|
19 |
6 |
2 |
|
4 |
|
49 |
|
|
17 |
1. Понятие первой помощи 2. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь 3. Правила оказания первой помощи |
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
1-2 |
Л.2, с. 82-85
|
Самостоятельная работа №10. Общие правила оказания первой помощи |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
4 |
2 |
||
18 |
1. Понятие травма, их виды 2. Правила первой помощи при ранениях |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.1, с. 276-330
|
Самостоятельная работа №11. Первая помощь при поражениях мягких тканей |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
||
19 |
Правила наложения повязок различных типов |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.2, с. 106-109
|
20 |
1. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полостей 2. Первая помощь при проникающих ранениях черепа 3. Первая помощь при сотрясениях и ушибах |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.2, с. 106-109
|
Самостоятельная работа №12. Первая помощь при травмах черепа |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
||
21 |
Первая помощь при переломах |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.2, с. 102-105 |
22 |
1. Первая помощь при электротравмах 2. Первая помощь при поражении молнией |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.4, с. 341-347 Л.5, с. 204-207
|
Самостоятельная работа №13. Оказание первой помощи при электротравмах и поражении молнией |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
||
23 |
1. Понятие травматического токсикоза 2. Местные и общие признаки травматического токсикоза |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.5, с. 199-200
|
3. Основные периоды развития травматического токсикоза 4. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Самостоятельная работа №14. Оказание первой помощи при синдроме длительного сдавливания |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
||
24 |
1. Виды кровотечений 2. Первая помощь при наружном кровотечении |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.2, с. 94-97 Л.4, с. 314-324
|
Самостоятельная работа №15. Остановка кровотечений различными способами |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
||
25 |
Правила оказания помощи при кровотечениях |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
2 |
Л.2, с. 94-97
|
26 |
Первая помощь при кровотечениях |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.2, с. 94-97 |
27 |
1. Основные виды и степени ожогов 2. Первая помощь при термических ожогах 3. Первая помощь при химических ожогах |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.4, с. 339-341
|
Самостоятельная работа №16. Оказание первой помощи при ожогах |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
||
28 |
Первая помощь при воздействии высоких и низких температур на организм человека |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.5, с. 207-209 Л.7, с. 156-161
|
29 |
1. Острое и хроническое отравление 2. Первая помощь при отравлениях |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.5, с. 210-211
|
Самостоятельная работа №17. Оказание первой помощи при отравлениях |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
||
30 |
1. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути 2. Основные приёмы удаления инородного тела из верхних дыхательных путей |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.5, с. 214-216
|
Самостоятельная работа №17. Оказание первой помощи при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
||
31 |
1. Заболевания, приводящие к острым нарушениям дыхания и кровообращения |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.2, с. 114-119
|
Самостоятельная работа №19. Первая помощь при острых нарушениях дыхания |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
||
32 |
Первая помощь при потере сознания |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.5, с. 212-214 |
33 |
Первая помощь при отсутствии дыхания и сердцебиения |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.2, с. 114-119
|
34 |
Комплексное практическое занятие «Действия населения в условиях ЧС» |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
2 |
Л.2, с. 82-119 Л.5, с. 199-216 |
|
ВСЕГО |
105 |
40 |
20 |
8 |
|
37 |
10 |
6 |
|
4 |
|
95 |
|
|
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по числу обучающихся;
- рабочая доска;
- комплект учебно-методической документации.
Наглядные пособия:
- организационная структура Вооруженных Сил ДНР, текст Военной присяги, ордена ДНР;
- программное обеспечение (MS Office, учебные фильмы, презентации, локальная компьютерная сеть, Интернет);
- учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, рабочая тетрадь, методические указания для студентов, раздаточные материалы).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- средства мультимедиа (проектор, экран).
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 351 с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 349 с.
3. Никифоров Л.Л., Персиянов В.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2013.
4. Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. Издательство: Финансы и статистика, 2014.
Дополнительные источники:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов]; под редакцией А.Т. Смирнова. – М., 2007.
2. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.
3. Шаховец В.В., Виноградов А.В., Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. Москва, 2000.
Интернет-ресурсы:
1. Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.
2. Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры безопасности среди населения РФ http://www.kbzhd.ru.
3. Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.
4. Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://www.rhbz.ru/main.html.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинаров, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: |
|
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим; |
Оценка результата выполнения практических заданий |
знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности ДНР; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
Устный опрос Тестирование Решение ситуационных задач
|
Критерии оценивания учебных достижений учащихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Оценка устных ответов обучающихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу БЖД, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса БЖД, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов, целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям обучающихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал правила техники безопасности