Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
70
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
51
|
в том числе:
|
|
лекции
|
30
|
семинарские занятия
|
21
|
Самостоятельная работа студента (всего)
|
19
|
работа над материалом учебной литературы, конспектом лекций;
индивидуальные задания
подготовка информационных сообщений
разработка опорных конспектов.
|
5
4
4
6
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
Перечень учебно-методической
литературы
(№, стр.)
|
|||||
Всего
|
В том числе
|
||||||||
Л
|
С
|
С.Р.
|
|||||||
|
|||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
||
Введение
|
Объект и предмет изучения учебной дисциплины. Задачи курса. Межпредметные связи курса. Источники и литература по учебной дисциплине.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1, читать
стр.5-15
|
||
Раздел 1. История возникновения и развития философии
|
|||||||||
Тема 1.1.
Формы мировоззрения человечества. Философия как специфический тип знаний
|
Содержание учебного материала
Формы духовного освоения мира и самовыражения человека: миф, религия, философия. Специфика философского мировоззрения в сравнении с мифологическим, религиозным, научным, обыденным мировоззрением. Особенности философии, ее предмет. Философия как наука. Структура содержания философии. Функции философии как науки. Место философии в самопознании человека.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1, читать
стр.16-22
|
||
Тема 1.2.
Философия Древнего мира. Предпосылки философии в Древнем мире (Индия, Китай).
1
|
Содержание учебного материала
Особенности восточного философствования. Источники, основные идеи и направления философской мысли Древней Индии и Древнего Китая. Буддизм. Конфуцианство.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1,читать
стр.23-31
С.Р. № 1
Л.1, стр.29-32
|
||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|||
Буддизм. Конфуцианство.
|
Самостоятельная работа: № 1Разработка опорного конспекта: Философские школы: Буддизм. Конфуцианство.
|
2
|
|
|
2
|
3
|
С.Р. № 1
Л.1, стр.29-32
|
||
Тема 1.3.
Становление и развитие античной философии.
|
Содержание учебного материала
Понятие античной философии. Этапы ее развития и основные черты. Философские школы. Сократ.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1,читать
стр.32-43
Л.2, читать
стр.26-29
|
||
Семинарское занятие:1
Философия Платона и Аристотель.
|
2
|
|
2
|
|
3
|
С.Р. № 2
Л.1, стр.73-82
|
|||
Самостоятельная работа: № 2Работа над материалом учебной литературы: Философия эпохи эллинизма.
|
2
|
|
|
2
|
3
|
С.Р. № 2
Л.1, стр.73-82
|
|||
Тема 1.4.
Философия европейского Средневековья, эпохи Возрождения и Реформации.
|
Содержание учебного материала
Характеристика эпохи. Изменения в мировоззрении во время перехода от античности к европейскому Средневековью. Патристика. Августин Блаженный. Схоластика. Фома Аквинский.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1, читать
стр.83-91
Л.2, читать
стр.30-31
|
||
Семинарское занятие:2
Характеристика философии эпохи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм. Философия Реформации.
|
2
|
|
2
|
|
3
|
Л.2, читать
стр.30-31
|
|||
Тема 1.5.
Особенности философии Нового времени.
|
Содержание учебного материала
Характеристика эпохи. Идеи и концепции познания в философии Нового времени рационализм и эмпиризм. Ф.Бэкон, Р.Декарт, учение Б. Спинозы.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1, читать
стр.96-98
Л.2, читать
стр.33-34
|
||
Семинарское занятие:3
Эпоха Просвещения: сущность, основные идеи, понимание социальных процессов.
|
2
|
|
2
|
|
3
|
С.Р. № 3
Л.1, читать
стр.92-95
|
|||
Самостоятельная работа:№3Работа над материалом учебной литературы: Скептицизм Д.Юма, субъективный идеализм Дж. Беркли.
|
2
|
|
|
2
|
3
|
С.Р. № 3
Л.1, читать
стр.92-95
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
||
Тема 1.6.
Немецкая классическая философия
|
Содержание учебного материала
Немецкая классическая философия как особенный этап развития новоевропейской философии. Основные идеи И.Канта. Философия Г.Гегеля как высшее достижение немецкой классической философии.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1, читать
стр.99-112
Л.2, читать
стр.35-36
С.Р. № 4
Л.2,стр.36-37
|
||
Самостоятельная работа: № 4 Подготовка информационного сообщения: Антропологический принцип философии Л.Фейербаха.
|
2
|
|
|
2
|
3
|
С.Р. № 4
Л.2,стр.36-37
|
|||
Тема 1.7.
Философия второй половины ХIХ- начала ХХI
|
Семинарское занятие:4
Неоклассические философские концепции. Философия А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.
|
2
|
|
2
|
|
3
|
С.Р. № 5
Л.1,
стр.113-114
|
||
Самостоятельная работа:№5 Разработка опорных конспектов: Позитивизм О.Конта, экзистенциализм С.Кьеркегора
|
2
|
|
|
2
|
3
|
С.Р. № 5
Л.1,
стр.113-114
|
|||
Тема 1.8.
Основные этапы развития и особенности русской философии
|
Содержание учебного материала
Периодизация и особенности русской философии. Истоки русской религиозно-философской мысли в Х-ХIII вв.. Развитие русской религиозно-философской мысли ХIV-ХVII вв.. М.В.Ломоносов - первый русский мыслитель мирового значения.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1,читать
стр.131-132
Л.2, читать
стр.37-40
|
||
Семинарское занятие:5
Философия Л.Н. Толстого как самобытное явление мировой философии. Философско-религиозные представления Ф.М. Достоевского. Философия русского космизма В.С. Соловьева, И.А. Бердяева.
|
2
|
|
2
|
|
3
|
Л.2, читать
стр.37-40
С.Р. №6
Л.1,стр.134-141
|
|||
Самостоятельная работа: № 6 Разработка опорного конспекта: Философские взгляды А.Н. Радищева, П.Я. Чаадаева. Славянофилы. Западники. Философия русской эмиграции И.А. Ильин, А.Ф.Лосев.
|
2
|
|
|
2
|
3
|
С.Р. №6
Л.1,стр.134-141
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
||
Раздел 2. Онтология и гносеология
|
|||||||||
Тема 2.1.
Бытие. Материя.
|
Содержание учебного материала
Основы научной, философской и религиозной картин мира. Категория «бытие» как основной объект изучения философии, ее смысл, специфика. Фундаментальное значение проблемы бытия в философии. Понятие материи. Атрибуты материи. Современная наука о формах материи.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1,читать
стр.159-160
|
||
Тема 2.2.
Духовное измерение человеческого бытия
|
Содержание учебного материала
Теория отражения. Сознание человека как диалектическое соотношение объективной и субъективной реальности. Проблематика происхождение сознания. Роль социальных факторов в формировании сознания. Основные структурные компоненты сознания, сознательное и бессознательное.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1,читать
стр.115-116
Л.2, читать
стр.120-136
|
||
Семинарское занятие:6
Проблематика происхождение сознания. Роль социальных факторов в формировании сознания. Язык и мышление. Проблема искусственного интеллекта.
|
2
|
|
2
|
|
3
|
С.Р. № 7
Л.1,читать
стр.124-126
|
|||
Самостоятельная работа: № 7 Индивидуальное задание: Философия бессознательного (З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг).
|
2
|
|
|
2
|
3
|
С.Р. № 7
Л.1,читать
стр.124-126
|
|||
Тема 2.3.
Основы философского учения о развитии
|
Семинарское занятие:7
Диалектика как учение о развитии и универсальных связях. Основные исторические формы диалектики. Принципы диалектики. Категории диалектики. Основные законы диалектики, их сущность.
|
2
|
|
2
|
|
1
|
Л.1, читать
стр. 156-157
|
||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
||
Тема 2.4.
Основное содержание познавательной деятельности
|
Содержание учебного материала
Роль знаний в жизни человека. Проблема познания в философии. Объект и субъект познания. Механизм познания мира человеком. Уровни и формы познания. Познание и знание.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1,читать
стр.100-102
С.Р. № 8
Л.2, стр.136-168
|
||
Самостоятельная работа:№ 8 Индивидуальное задание: Логика и интуиция. Проблемы истины. Познание и деятельность. Понятие практики. Роль практики в процессе познания. Основные методы научного познания.
|
2
|
|
|
2
|
3
|
С.Р. № 8
Л.2, стр.136-168
|
|||
Раздел 3. Социальная философия и философская антропология
|
|||||||||
Тема 3.1.
Философская концепция человека – основа наук о человеке
|
Содержание учебного материала
Основные подходы к рассмотрению человека в истории философской мысли. Философские аспекты проблемы антропосоциогенеза. Человек и природа. Биологическое и социальное в человеке. Человек: индивид, индивидуальность, личность. Понятие личности.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1,читать
стр.190-191
Л.2, читать
стр.225-238
|
||
Семинарское занятие:8
Подготовка информационного сообщения: Философские теории личности. Личность физическая, социальная, духовная. Социальные типы личности.
|
2
|
|
2
|
|
3
|
Л.2, читать
стр.225-238
|
|||
Тема 3.2.
Смысл человеческого бытия
|
Содержание учебного материала
Философские подходы к смыслу жизни человека. Цель и деятельность. Структура человеческой деятельности. Насилие и ненасилие как тип взаимоотношений между людьми.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
1,читать
стр.189-190
Л.2,читать
стр.255-274
|
||
Семинарское занятие: 9
Свобода, грани свободы, свобода и ответственность. Проблема вины, наказания, страха, одиночества. Проблема отчуждения личности.
|
2
|
|
2
|
|
3
|
Л.2,читать
стр.255-274
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
||
Тема 3.3.
Ценности в жизни человека и общества
|
Семинарское занятие:10
Ценности как определяющие характеристики человеческого бытия. Базовые ценности человеческого бытия. Высшие духовные ценности. Ценность и цель. Совесть как основа морального сознания и свободы выбора. Персонифицированный характер морального выбора и личная ответственность как атрибут свободы воли.
|
2
|
|
2
|
|
3
|
Л.2,читать
стр.255-272
С.Р.№9
Л.1, стр.119-123
|
||
Самостоятельная работа:№ 9 Работа над материалом учебной литературы: Персонифицированный характер морального выбора и личная ответственность как атрибут свободы воли.
|
1
|
|
|
1
|
3
|
С.Р.№9
Л.1, стр.119-123
|
|||
Тема 3.4.
Философский анализ общества
|
Содержание учебного материала
Понятие общества в философии. Основные исторические подходы к пониманию общества. Историческое разнообразие и единство типов общества. Общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Основные факторы общественного развития.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1,читать
стр.174-175
С.Р.№10
Л.2,читать
стр.238-253
|
||
Тема 3.5 Общество как процесс. Культура и цивилизация
|
Самостоятельная работа: №10Подготовка информационного сообщения: Общественно-исторический процесс. Критерии прогресса. Философские модели общественно-исторического процесса. Сущность и структура духовной жизни общества. Понятие «культура». Философия содержания культуры. Цивилизация как культура.
|
2
|
|
|
2
|
3
|
С.Р.№10
Л.2,читать
стр.238-253
|
||
Тема 3.6
Глобальные проблемы человечества и человека
|
Содержание учебного материала
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета экономически отсталых стран. Попытки регулирования глобальных социальных и экономических основ жизни человечества. человечества.
|
2
|
2
|
|
|
1
|
Л.1,читать
стр.177-184
Л.2,читать
стр.274-285
|
||
Семинарское занятие: 11
Наука и ее влияние на будущее. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.
|
1
|
|
1
|
|
3
|
Л.2,читать
стр.274-285
|
|||
Всего:
|
70
|
30
|
21
|
19
|
|
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии студент должен
знать:
-основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
-условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- понимать значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определять соотношение в жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни
|
1.Оценивание результатов фронтального, тестового опроса
2.Оценивание результатов тестирования,
3.Оценивание результатов фронтального, тестового опроса
4.Оценивание выполнения логических, сравнительных заданий, умение составления опорных конспектов, подготовку тезисов
5.Оценивание результатов тестирования,
6.Оценивание результатов работы с философскими трудами
7.Оценивание подготовки сообщений
8.Текущий контроль в форме: дифференцированного зачета.
|
№
изменения
|
Номера измененных
|
№ протокола/
Подпись ПЦК
|
Дата ввода
изменений
|
|
|
страниц
|
пунктов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|