• 9 мая

    9 мая

  • Дебют

    Дебют

  • Мисс и мистер колледжа

    Мисс и мистер колледжа

  • Юбилей

    Юбилей

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

ОГСЭ.02.Отечественная история.ООП

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Стр.
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                               4
 
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ         6
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                 8
 
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                         13
 
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Отечественная история предназначена для изучения истории Донбасса в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании».
Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР №528 от 17.09.2015 г. на основе Примерной программы учебной дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла «Отечественная история», утвержденной приказом Министерства образования и науки ДНР     № 892 от 02.09.2016 г.
Учебная дисциплина «Отечественная история» изучается в объеме 108 часов в течение одного семестра. Курс состоит из трёх разделов – «Территория Донбасса в древности и Средневековье», «Донецкие земли накануне и в период Нового времени», «Индустриальная история Донбасса», рассматривает закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса в контексте истории России.
Программа конкретизирует содержание образовательного стандарта, дает распределение  учебных  часов  по  разделам курса  и  последовательность изучения разделов и тем учебной дисциплины с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов.
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Отечественная история  ориентирована на достижение следующих целей:
познавательные:
–приобретение исторических знаний;
–формирование устойчивого интереса к истории родного края;
–расширение научного кругозора.
развивающие:
–формирование способностей понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
–овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
–применение приобретенных знаний и умений для принятия осознанных решений в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
воспитательные:
–формирование высокого гражданского сознания, чувства верности своему Отечеству,
–формирование готовности к выполнению общественного долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, поскольку в методическом плане дисциплина «Отечественная история» опирается на знания, полученные при изучении курсов «Всеобщая история» и «История Отечества» на  ступенях основного общего и  среднего  общего  образования.
В программе значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это  выражается  в  обращении  ко  всем  аспектам  истории:  экономике,  социальной и политической  истории,  международным  отношениям,  истории  культуры,  повседневной жизни и  др. Многоаспектность  изложения курса отечественной истории предусмотрена в  соответствии  с  содержательными  линиями Республиканских образовательных  стандартов.

 
1.                ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 Отечественная история
 
1.1       Область применения программы
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 Отечественная история является частью программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.
 
1.2   Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 Отечественная история относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу ППССЗ по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.
 
1.3   Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Отечественная история» студенты должны
знать/понимать:
-              закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса с древнейших времен и до наших дней;
-              сущность формирования и развития общества на территории Донецкого бассейна;
-              основные процессы межэтнического взаимодействия представителей этносов, населяющих Донбасс – носителей различных культур, традиций, религий – в исторической ретроспективе.
уметь:
-              проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-              различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-              выявлять логику и объективные закономерности исторического процесса;
-              ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации в стране и мире;
-              определять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
-              представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
-              участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-              оценивать события и деятельность людей в историческом процессе с позиций общечеловеческих ценностей;
-              использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
 
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
1.4 Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки студента 108 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 68 часов;
- самостоятельной работы студента 40 часа.
 
 
 
2.                СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 Отечественная история
 
2.1           Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
 
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
 
лекции
52
лабораторные занятия (не предусмотрено)
-
практические/семинарские  занятия
16
Самостоятельная работа обучающего (всего)
40
в том числе:
 
внеаудиторная самостоятельная работа:
работа над материалом учебной литературы, конспектом лекций;
составление таблиц и схем;
работа с историческими картами;
поиск информации в сети Интернет, написание сообщений;
разработка опорных конспектов.
 
12
6
4
12
6
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
 


2.2  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 
№ занятия
 
 
 
Наименование  разделов, тем,
содержание учебной дисциплины
Количество часов
Уровень освое-ния*
Перечень учебно-методической литературы (№, стр.)
дневная форма
заочная форма
всего часов
в т. ч.
всего часов
в т. ч.
Л
С
П
лаб.
с. р.
Л
С
П
лаб.
с. р.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
Введение
Объект и предмет изучения «Отечественной истории»
2
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
Л.1, с.4-8
 
Раздел 1. Территория Донбасса в древности и Средневековье
 
Тема 1.Наш край в древности
(с древнейших времен до V в.н.э.)
 
10
 
4
 
2
 
 
 
4
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Подонцовье и Северное Приазовье в первобытную  эпоху
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1,2
Л.1, с.8-33
3
Кочевой мир Великой Степи: киммерийцы, скифы, сарматы
 
 
2
 
 
2
 
 
 
 
 
 
2,3
Л.1, с.35-46
 
Греческое присутствие в регионе. Танаис.
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
3
 
4
Великое переселение народов – рубеж древности и Средневековья
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1,2
Л.1, с.47-53
 
Тема 2. Наш край в эпоху Средневековья (VI – начало XVI вв.)
 
20
 
8
 
4
 
 
 
8
 
 
 
 
 
 
 
 
5
Зона влияния тюрков и аланов (VI – сер. X вв.), Хазарский каганат
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Л.1, с.54-63
6
Борьба Киевской Руси с набегами кочевников в Х –XII вв.
 
 
2
 
 
2
 
 
 
 
 
 
1,2,3
Л.1, с.64-76
7
Подонцовье и Приазовье в ордынский период (XIII–І пол.XIV вв.).
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2,3
Л.1, с.77-83
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
 
Переход донецких земель под контроль Крымского ханства
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
3
Л.1, с.84-85
8
Восточнославянские земли – объект литовско-польской экспансии (сер. XIV – нач. XVI вв.)
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
Л.3, с.114-118
9
Феномен казачества в условиях межэтнического пограничья
 
 
2
 
 
2
 
 
 
 
 
 
2,3
Л.3, с.123-126
10
Формирование централизованного Московского государства (XV – XVI вв.)
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1,2
Л.6,, с.53-57
 
Усиление юго-западных рубежей Московского царства
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
3
Л.1, с.89-90
 
Раздел 2. Донецкие земли накануне и в период Нового времени
 
Тема 3.Наш край в преддверии Нового времени (середина XVI -XVII вв.)
 
12
 
6
 
2
 
 
 
4
 
 
 
 
 
 
 
 
11
Борьба с антиукраинской политикой Речи Посполитой
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1,2
Л.3, с.172-179
12
Борьба с турецко-татарской агрессией.
 
 
2
 
 
2
 
 
 
 
 
 
2,3
Л.1, с.86-90
13
ЗаселениеПодонцовья и Приазовья в XVII в
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Л.1, с.91-116
 
Участие населения в казацких восстаниях 2 пол. XVII в.
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
3
Л.1, с.116-121
14
Азовские походы. Выход России к Азовскому морю
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Л.6, с.84-91
 
Тема 4. Наш край в эпоху Нового времени (XVIII в.)
 
12
 
6
 
2
 
 
 
4
 
 
 
 
 
 
 
 
15
Возобновление заселения Приазовья и Подонцовья в XVIII в.
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Л.1, с.129-139
16
Административно-территориальное деление региона
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Л.1, с.129-139
17
Переселенческая политика Екатерины II
 
 
2
 
 
2
 
 
 
 
 
 
2,3
Л.1, с.165-168
 
Топонимы Донецкого края
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
1,3
Л.1, с.297-303
18
Хозяйственное освоение Донбасса в последнейчетверти XVIII века
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1,2
Л.1, с.139-159
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
 
Раздел 3. Индустриальная история Донбасса
 
Тема 5. Российская империя и Донбасс в эпоху капиталистической модернизации
(XIX в.)
 
12
 
6
 
 
 
 
6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кризис феодально-крепостнической системы (I пол. XIX в.)
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
3
Л.1, с.172-183
19
Реформы 1860-70-х гг.
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1,2
Л.1, с.191-196
20
Пореформенная эпоха (II пол. XIX в.). Промышленный переворот
 
2
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
1,2,3
Л.1, с.196-222
21
Формирование рабочего класса и его положение
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Л.1, с.223-233
 
Культура Донбасса как часть общероссийской культуры
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
3
Л.1, с.234-246, с.282-292
 
Тема 6. Донбасс в Новейшее время
(ХХ– начало ХХІ вв.)
 
38
 
18
 
6
 
 
 
14
 
 
 
 
 
 
 
 
22
Донбасс в условиях монополистического капитализма (начало ХХ в.)
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Л.1, с.254-268
23
Донбасс в период революции 1905-1907 гг.
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1,2
Л.1, с.268-281
24
Донбасс в годы гражданской войны
 (1917-1920 гг.)
 
 
2
 
 
2
 
 
 
 
 
 
1,2,3
Л.2, с.8-15
25
От «военного коммунизма» к НЭПу, их особенности в регионе
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
Л.2, с.16-71
26
Донецкий регион в годы первых пятилеток. Итоги индустриализации
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1,2
Л.2, с.72-94
27
Донбасс в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
 
 
2
 
 
2
 
 
 
 
 
 
1,2,3
Л.2, с.95-107
 
Борьба советских партизан и подпольщиков в Донбассе
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
1,3
Л.2, с.101-104
28
Начало восстановления народного хозяйства региона.
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Л.2, с.107-112, с.117-139
29
Донецкий регион в 1953-1985 гг.: от попыток реформ к застою
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Л.2, с.140-181
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
30
Общественно-политическая жизнь в Донбассе. Деятельность В.И. Дегтярева
 
2
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
2,3
Л.2, с.146-149, Л.4, с.127-134
31
Переход к рыночной экономике в годы «перестройки» (1985-1991 гг.)
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Л.2, с.181-190
 
Проявление кризиса в социальной сфере Донбасса в годы «перестройки»
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
3
Л.2, с.190-218
32
Донбасс в независимой Украине (1991 – начало ХХІв.)
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1,2
Л.2, с.219-270
 
Насаждение украинского национализма как государственной политики
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
3
Л.2, с.270-274
33
Государственный переворот в Украине 2014 года и его последствия
 
 
2
 
 
2
 
 
 
 
 
 
1,2,3
Л.8, обзор
34
Итоговое повторение и обобщение
2
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2,3
 
 
Итого
108
52
16
 
 
40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                                                                                                                                                        
 
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3.                Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1    Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
 
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальных дисциплин.
 
Оборудование учебного кабинета:
-     посадочные места по количеству студентов;
-     рабочее место преподавателя;
-    журнал по технике безопасности;
-            комплект учебно-наглядных пособий: учебники, учебные карты¸ словари;
-            аудиторная доска.
Технические средства обучения:
-     мультимедийный проектор.
 
 


 
3.2    Информационное обеспечение обучения
 
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
 
I. Литература для преподавателей
1.Конституция Донецкой Народной Республики;
2.Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
3.Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики;
4. История Донецкого края в документах и материалах XVII – начало ХХ века: материалы для учителей истории. – Донецк: Донецк. обл. гл. упр. образ.; Донецк.гос. обл. архив; Донецк. гос. ун-т; Донецк. обл. ин-т последиплом. образования, 1995. – 66 с.
5. Методические указания к проведению уроков по теме «Наш край» в VII-VIII классах общеобразовательной школы / сост. В.А.Пирко. – Донецк: ДонГУ, 1988. –36 с.
II. Литература для студентов
1. История родного края : ч. 1-я : учеб.пособ. для 6-9 кл. / А. В. Колесник [ и др.]. – Донецк : Кардинал, 1998. –320 с.
2. История родного края : ч. 2-я : учеб.пособ. для 10-11 кл. / Р. Д. Лях [и др.]. – Донецк: Кардинал, 1998. – 320 с.
3. Бунтовский С.Ю. История Донбасса : науч.-популярное изд. / С.Ю.Бунтовский. –Донецк : «Донбасская Русь», 2015. – 401 с.
4.Стёпкин В. П. История Донбасса в лицах / В. П. Степкин, С. В. Третьяков. – Донецк, 2012. – 224 с.
5.Стёпкин В. П. Иллюстрированная история Юзовки-Сталино : ист.-краевед. очерк / В. П.Стёпкин. –Донецк : Апекс, 2002. –164 с.
6.Шубин А.В. История Новороссии / А.В.Шубин. – М.: ОЛМА Медиа Группа, 2015. – 480с.
7. Корнилов В.В. Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта / В.В.Корнилов. – Х.: Фолио, 2011. – 602 с.
8. ДНР: как это было...[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://don-istorik.blogspot.com/p/blog-page_5.html.
9. История Донбасса от древности до наших времен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gorodrodnoy.com/o-donetskoj-oblasti/istoriya-donetskoj-oblasti.
4.                КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных занятий и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
 
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
В результате освоения учебной дисциплины Отечественная история студент должен:
знать/понимать:
- закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса с древнейших времен и до наших дней;
- сущность формирования и развития общества на территории Донецкого бассейна;
- основные процессы межэтнического взаимодействия представителей этносов, населяющих Донбасс – носителей различных культур, традиций, религий.
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- выявлять логику и объективные закономерности исторического процесса;
- ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации в стране и мире;
- определять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых проблем;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- оценивать события и деятельность людей в историческом процессе с позиций общечеловеческих ценностей.
 
 
 
 
1.      Стартовая диагностика подготовки студента по Отечественной истории;
2.      Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы.
3.      Методы текущего контроля:
-          собеседование,
-          выборочный и фронтальный опрос,
-          дискуссия,
-          подготовка сообщений, докладов, рефератов,
-          все варианты тестирования (устное, письменное, компьютерное).
4.      Итоговая аттестация:
в форме дифференцированного зачета.
 
Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины
ОГСЭ.02 Отечественная история
специальности43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»
 
№ изменения
Номера измененных
№ протокола /подпись ПЦК
 
Дата ввода изменений
страниц
пунктов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Создание сайтов © LookMy.info