|
стр. |
1. пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
4 |
2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
9
|
4. условия реализации программы учебной дисциплины
|
16 |
5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
17 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе учебной программы среднего общего образования по астрономии в соответствии с основными положениями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем астрономии образовательного стандарта образовательной отрасли «Естествознание», дает примерное распределение учебных часов и рекомендуемую последовательность изучения разделов астрономии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Курс астрономии в программе среднего общего образования структурно состоит из разделов: введение, основы практической астрономии, Солнечная система, Солнце и звезды, строение и эволюция Вселенной.
Особенностью предмета «Астрономия» в учебном плане общеобразовательной организации является тот факт, что он завершает физико-математическое и естественнонаучное образование, расширяя физическую картину мира и формируя научное мышление студентов.
Изучение астрономии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных астрономических законах и принципах, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира; наиболее важных открытиях в области астрономии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических явлений; практического использования астрономических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений астрономии на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний, приобретения необходимых умений и навыков по соответствующим разделам дисциплины.
При изучении дисциплины уделяется внимание организации самостоятельной работ студентов, способствующей формированию умений и навыков работ с картой звездного неба, специальными компьютерными программами, организации творческого труда, самообразованию, самостоятельному решению практических задач.
Программой предусмотрено выполнение образовательной программы СОО по дисциплине «Астрономия» в полном объеме, что дает право пройти студентам государственную итоговую аттестацию.
В содержании рабочей программы учебной дисциплины приведены требования к формируемым знаниям и умениям.
2. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Астрономия»
2.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения астрономии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к общеобразовательным учебным дисциплинам.
2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса астрономии на этапе среднего общего образования являются:
Познавательная деятельность:
· использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование;
· формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.
Информационно-коммуникативная деятельность:
· владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
· владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
· организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В результате изучения учебной дисциплины астрономия обучающийся должен:
Знать:
- вклад отечественных и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие астрономии;
- смысл понятий: астрономия, астрофизика, Галактика, звезда, небесная механика, планета; галактика, Вселенная; Большой Взрыв;
- смысл астрономических понятий: зенит, зодиак, кульминация, небесный экватор, эклиптика, небесный меридиан, небесная сфера, полюса мира, точки весеннего и осеннего равноденствия, точки солнцестояния; планета, планеты земной группы; планеты-гиганты, карликовые планеты, астероид, болид, комета, метеор, метеорит, парниковый эффект; звезда, корона, протуберанцы, солнечные пятна, вспышки, магнитная буря, переменная звезда, коричневый карлик, новая и сверхновая звезда, нейтронная звезда, протозвезда, пульсар, черная дыра;
- смысл астрономических величин: прямое восхождение, склонение, синодический период, сидерический период; солнечная постоянная, светимость Солнца; абсолютная звездная величина, относительная звездная величина, светимость звезды, постоянная Хаббла;
- смысл физических и астрономических законов: закона всемирного тяготения, законов Кеплера, антропный принцип.
Уметь:
- отличать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира; астрономию и астрологию;
- делать выводы на основе результатов наблюдений и научных данных;
- приводить примеры связи астрономии с другими науками; исторических этапов развития астрономии;
- выражать результаты измерения расстояний в единицах Международной системы, астрономических единицах и световых годах;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- описывать: принцип работы оптического телескопа; строение Галактики, место Солнечной системы в Галактике, распределение галактик во Вселенной, модели Вселенной; использования радиотелескопов для космических исследований;
- описывать и объяснять астрономические явления: годовое движение Солнца через созвездия, смену времен года на Земле; затмение Солнца, затмение Луны; проявления солнечной активности (пятна, протуберанцы, вспышки), эволюцию звезд;
- определять небесные координаты;
- приводить примеры практического использования астрономических знаний для измерения времени, звезд различных спектральных классов; исследования тел Солнечной системы при помощи космических аппаратов;
- решать задачи на вычисление широты местности; на применение изученных физических и астрономических законов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: ориентирования на местности, объяснения причин парникового эффекта и причин возникновения приливов и отливов.
- называть: порядок планет в Солнечной системе; главные физические характеристики Солнца, источники энергии Солнца, методы определения расстояния до звезд, основные физические характеристики звезд, спектральную классификацию звезд;
- объяснять: строение Солнца, цикличность солнечной активности; различия между типами звезд, зависимость цвета звезды от ее температуры; проблемы контактов с внеземными цивилизациями;
Выявлять отношение и оценивать: роль и место астрономии в современной картине мира, невозможность создания идеального календаря, значение изучения планет для естественных наук, влияние Солнечной активности на Землю, достижения человечества в освоении космоса.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с общими и профессиональными компетенциями (ОК, ПК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
2.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 24 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 16 часов;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
24 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
16 |
в том числе: |
|
лекции |
8 |
семинар |
4 |
практические занятия |
4 |
Самостоятельная работа учащегося (всего) |
8 |
в том числе: |
|
Написание эссе |
1 |
Выполнение рефератов |
2 |
Выполнение презентаций |
4 |
Работа с опорным конспектом |
2 |
Выполнение индивидуальных заданий |
2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (комплексного) |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»
№ аудит. занятия |
Наименование разделов, тем, содержание учебной дисциплины |
Количество часов |
Уровень освоения* |
Перечень учебно-методической литературы (№, стр.) |
||||||
дневная форма
|
||||||||||
всего |
в т. ч. |
|||||||||
Л |
С |
П |
лаб. |
с. р. |
||||||
І семестр |
||||||||||
|
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ. |
|||||||||
|
|
3 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
|
|
|
1 |
ТЕМА 1. Введение. 1. Предмет астрономии. 2. История развития астрономии. Ее значение и связь с другими науками. 3. Структура и масштабы Вселенной. 4. Значение астрономии для формирования мировоззрения человека. |
|
2 |
|
|
|
|
1 |
Л.1, с. 3-9 |
|
|
Самостоятельная работа: Эссе на тему «Астрономия - древнейшая из наук». |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ. |
|||||||||
|
|
6 |
- |
- |
4 |
- |
2 |
|
|
|
2 |
ТЕМА 1. Звезды и созвездия. 1. Звезды и созвездия. 2. Небесные координаты и звездные карты. 3. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. 4. Время и календарь. |
|
|
|
2 |
|
|
1-2 |
Л.1, с. 10-28 |
|
|
ТЕМА 2. Методы и средства астрономических исследований. Методы и средства астрономических исследований. |
|
|
|
|
|
1 |
1-2 |
Л.1, с. 50-56 |
|
3 |
Практическая работа «Работа с подвижной картой звездного неба.» |
|
|
|
2 |
|
|
|
Л.1, с. 10-28 |
|
|
Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов, видео. Тематика: Звездное небо. Использование карты звездного неба для определения координат. Различие звезд по яркости (светимости), цвету. Видимое суточное движение звезд. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 3. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА. |
|||||||||
|
|
7 |
- |
4 |
- |
- |
3 |
|
|
|
|
ТЕМА 1. Земля и Луна. 1. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. 2. Система Земля-Луна. Движение и фазы Луны. 3. Затмения Солнца и Луны.
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
Л.1, с. 58-68 |
|
4 |
ТЕМА 2. Планеты Солнечной системы. 1. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс и его спутники. 2. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и их спутники, Плутон и его спутник Харон.
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
Л.1, с. 69-79 |
|
5 |
ТЕМА 4. Малые тела Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы - астероиды, кометы, метеоры.
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
Л.1, с. 80-87 |
|
|
Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика: Законы Кеплера. Научные труды Ньютона в астрономии. Влияние лунных затмений на Землю.
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 4. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ. |
|||||||||
|
|
5 |
4 |
- |
- |
- |
1 |
|
|
|
6 |
ТЕМА 1. Физические характеристики Солнца. 1. Солнце – ближайшая звезда. 2. Физические характеристики и строение Солнца. 3. Влияние солнечной активности на Землю. |
|
2 |
|
|
|
|
2 |
Л.1, с. 92-99 |
|
7 |
ТЕМА 2. Физические характеристики звезд. 1. Классификация звезд. 2. Физические характеристики звезд. 3. Эволюция звезд. Нейтронные звезды. 4. Черные дыры. 5. Эволюция Солнца. |
|
2 |
|
|
|
|
2 |
Л.1, с. 100-116 |
|
|
Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика: Плутон – планета или звезда. Марс – красная планета. Венера. Юпитер. Кольца Сатурна. Уран. Комета Галлея. Метеоритные дожди. Солнце – источник жизни на Земле. Двойные звезды. Самая яркая звезда. Происхождение звезд.
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 5. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. |
|||||||||
|
|
3 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
|
|
|
8 |
ТЕМА 1. Строение Вселенной. 1. Строение Вселенной. 2. Строение нашей Галактики. 3. Место Солнечной системы в Галактике. |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
Л.1, с.119-125 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика: Метагалактики. Новые планеты. Жизнь Вселенной. Эволюция звезд. Идея существования других вселенных. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
ТЕМА 2. Эволюция Вселенной. 1. Эволюция Вселенной. 2. Большой Взрыв и возраст Вселенной. 3. Жизнь во Вселенной. 4. Антропный принцип. |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
Л.1, с. 125-140 |
|
|
всего |
24 |
8 |
4 |
4 |
- |
8 |
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины
«Астрономия»
Специальности:
19.02.10 Технология продукции общественного питания
№ изменения |
Номера измененных |
№ протокола /подпись ПЦК
|
Дата ввода изменений |
|
страниц |
пунктов |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. УСЛОВИЯ реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики (лаборатории информатики).
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
- ПК,
- видеопроектор,
- проекционный экран.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Пришляк Н.П. Астрономия: 11 кл.: учебник для общеобразоват. организаций.: уровень стандарта, академический уровень/ Н.П. Пришляк; под общ. редакцией Я.С. Яцкива. - Х.: Изд-во «Ранок», 2011. - 160 с: ил. - Рус. языком.
2. Воронцов-Вельяминов Б.А., Астрономия: учеб. для 11 кл. сред. шк., - М.: Просвещение, 2014 г.
Дополнительные источники:
1. Левитан Е. П., Астрономия: учеб. для 11 кл. сред. шк., М.: Просвещение, 2010 г.
2. Ляхова К.А. Популярная история астрономии и космических исследований . — Издательство «Вече» М. Ляхова К.А. 2002, 495 с.
3. Агекян Т. А.Звезды галактики, мегагалактики. — 3-е изд., перераб. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1981, 415 с.
4. Ромаков А. М.Занимательные вопросы по астрономии и не только. — М. ред. А. К. Кулыгин, 2004. — 415 с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.astronet.ru/ - Астронет, сайт, посвященный популяризации астрономии. Это мощный портал, на котором можно найти научно-популярные статьи по астрономии, интерактивные карты звездного неба, фотографии, сведения о ближайших астрономических событиях и многое другое.
2. http://www.sai.msu.su/EAAS - официальный сайт Международной Общественной Организации «Астрономическое Общество».
3. http://myastronomy.ru/ - сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской, содержит методические подборки, научно- популярные и методические статьи, материалы для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.
4. http://www.krugosvet.ru/ - Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет.
5. http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia - сайт А. Железнякова «Энциклопедия «Космонавтика».
6. http://www.astronews.ru/ - Новости космоса, астрономии и космонавтики. Сайт содержит множество фото и видео космических объектов и явлений, новости и статьи по астрономии и космонавтике.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Дисциплины
Предметные результаты обучения |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
· смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро; · определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
|
Устный контроль (индивидуальный, фронтальный).
Подготовка рефератов, презентаций.
Тестовые задания.
Выполнение разноуровневых заданий.
Наблюдениеи оценка выполнения практических действий. |
Предметные результаты обучения |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
· смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна; · использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; · выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; · приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; · решение задачи на применение изученных астрономических законов;
|
Устный контроль
Подготовка рефератов, презентаций.
Тестовые задания.
Выполнение разноуровневых заданий.
Наблюдение и оценка выполнения практических действий. |