• 9 мая

    9 мая

  • Дебют

    Дебют

  • Мисс и мистер колледжа

    Мисс и мистер колледжа

  • Юбилей

    Юбилей

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

ОДБ.14.Астрономия.ТПОП

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

4

2.      ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

9

 

4.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

16

5.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

17

 

 


1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе учебной программы среднего общего образования по астрономии в соответствии с основными положениями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем астрономии образовательного стандарта образовательной отрасли «Естествознание», дает примерное распределение учебных часов и рекомендуемую последовательность изучения разделов астрономии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

Курс астрономии в программе среднего общего образования структурно состоит из разделов: введение, основы практической астрономии, Солнечная система, Солнце и звезды, строение и эволюция Вселенной.

Особенностью предмета «Астрономия» в учебном плане общеобразовательной организации является тот факт, что он завершает физико-математическое и естественнонаучное образование, расширяя физическую картину мира и формируя научное мышление студентов.

Изучение  астрономии  направлено  на достижение следующих целей:

-     освоение знаний о фундаментальных астрономических законах и принципах, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира; наиболее важных открытиях в области астрономии; методах научного познания природы;

-     овладение умениями проводить наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических явлений; практического использования астрономических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

-     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

-     воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений астрономии на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

-     использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

 

 

Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний, приобретения необходимых умений и навыков по соответствующим разделам дисциплины.

При изучении дисциплины уделяется внимание организации самостоятельной работ студентов, способствующей формированию умений и навыков работ с картой звездного неба, специальными компьютерными программами, организации творческого труда, самообразованию, самостоятельному решению практических задач.

Программой предусмотрено выполнение образовательной программы СОО по дисциплине «Астрономия» в полном объеме, что дает право пройти студентам государственную итоговую аттестацию.

В содержании рабочей программы учебной дисциплины приведены требования к формируемым знаниям и умениям.


2.     паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Астрономия»

 

2.1.Область применения программы

Программа учебной дисциплины предназначена для изучения астрономии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.

 

2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к общеобразовательным учебным дисциплинам.

 

2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса астрономии на этапе среднего общего образования являются:

Познавательная деятельность:

·      использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование;

·      формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.

Информационно-коммуникативная деятельность:

·      владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

·      использование для решения  познавательных  и  коммуникативных  задач  различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

·      владение  навыками  контроля  и  оценки  своей  деятельности,  умением  предвидеть возможные результаты своих действий;

·      организация   учебной   деятельности:   постановка   цели,   планирование,   определение оптимального соотношения цели и средств.

 

В результате изучения учебной дисциплины астрономия обучающийся должен:

Знать:

-        вклад отечественных и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие астрономии;

-        смысл  понятий: астрономия, астрофизика, Галактика, звезда, небесная механика, планета; галактика, Вселенная; Большой Взрыв;

-        смысл астрономических понятий: зенит, зодиак,  кульминация, небесный экватор, эклиптика, небесный меридиан, небесная сфера, полюса мира, точки весеннего и осеннего равноденствия, точки солнцестояния; планета, планеты земной группы; планеты-гиганты, карликовые планеты, астероид, болид, комета, метеор, метеорит, парниковый эффект; звезда, корона, протуберанцы, солнечные пятна, вспышки, магнитная буря, переменная звезда, коричневый карлик, новая и сверхновая звезда, нейтронная звезда, протозвезда, пульсар, черная дыра;

-        смысл астрономических величин: прямое восхождение, склонение, синодический   период, сидерический период; солнечная постоянная, светимость Солнца; абсолютная звездная величина, относительная звездная величина, светимость звезды, постоянная Хаббла;

-        смысл физических и астрономических законов: закона всемирного тяготения, законов Кеплера, антропный принцип.

Уметь:

-       отличать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира; астрономию и астрологию;

-       делать выводы на основе результатов наблюдений и научных данных;

-       приводить примеры связи астрономии с другими науками; исторических этапов развития астрономии;

-       выражать результаты измерения расстояний в единицах Международной системы, астрономических единицах и световых годах;

-       воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

-       описывать: принцип работы оптического телескопа; строение  Галактики,  место  Солнечной  системы  в Галактике, распределение галактик во Вселенной, модели Вселенной; использования                 радиотелескопов для космических исследований;

-       описывать      и объяснять астрономические      явления: годовое движение Солнца через созвездия, смену времен года на Земле; затмение Солнца, затмение Луны; проявления солнечной активности (пятна, протуберанцы, вспышки), эволюцию звезд;

-       определять небесные координаты;

-       приводить      примеры     практического   использования астрономических знаний для измерения времени, звезд различных спектральных классов; исследования тел Солнечной системы   при помощи космических аппаратов;

-       решать задачи на вычисление широты местности; на  применение         изученных      физических          и астрономических законов;

-       использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической деятельности для: ориентирования на местности, объяснения причин парникового эффекта и причин возникновения приливов и отливов.

-       называть: порядок планет в Солнечной системе; главные физические характеристики Солнца, источники энергии Солнца, методы определения расстояния до звезд, основные физические характеристики звезд, спектральную классификацию звезд;

-       объяснять: строение Солнца, цикличность солнечной активности; различия между типами звезд, зависимость цвета звезды от ее температуры; проблемы контактов с внеземными цивилизациями;

Выявлять отношение и оценивать: роль и место астрономии в современной картине мира, невозможность       создания идеального календаря, значение изучения планет для естественных наук, влияние Солнечной активности на Землю, достижения  человечества  в освоении космоса.

 

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с общими и профессиональными компетенциями (ОК, ПК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой  для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

2.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 24 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 16 часов;

самостоятельной работы обучающегося 8 часов.

 


3.     СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

24

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

16

в том числе:

 

лекции

8

семинар

4

практические занятия

4

Самостоятельная работа учащегося (всего)

8

в том числе:

 

Написание эссе

1

Выполнение рефератов

2

Выполнение презентаций

4

Работа с опорным конспектом

2

Выполнение индивидуальных заданий

2

 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (комплексного)

 


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»

 

№  аудит. занятия

Наименование разделов, тем, содержание учебной дисциплины

Количество часов

Уровень освоения*

Перечень учебно-методической литературы

(№, стр.)

дневная форма

 

всего

в т. ч.

Л

С

П

лаб.

с. р.

І семестр

 

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ.

 

 

3

2

-

-

-

1

 

 

1

ТЕМА 1. Введение.

1.  Предмет астрономии.

2.  История развития астрономии. Ее значение и связь с другими науками.

3.  Структура и масштабы Вселенной.

4.     Значение астрономии для формирования мировоззрения человека.

 

2

 

 

 

 

1

Л.1, с. 3-9

 

Самостоятельная работа:

Эссе на тему «Астрономия - древнейшая из наук».

 

 

 

 

 

1

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ.

 

 

6

-

-

4

-

2

 

 

2

ТЕМА 1. Звезды и созвездия.

1.  Звезды и созвездия.

2. Небесные координаты и звездные карты.

3. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

4.     Время и календарь.

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1-2

Л.1, с. 10-28

 

ТЕМА 2. Методы и средства астрономических исследований.

Методы и средства астрономических исследований.

 

 

 

 

 

1

1-2

Л.1, с. 50-56

3

Практическая работа

«Работа с подвижной картой звездного неба.»

 

 

 

2

 

 

 

Л.1, с. 10-28

 

Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов, видео.

Тематика:

Звездное небо.

Использование карты звездного неба для определения координат. Различие звезд по яркости (светимости), цвету.  

Видимое суточное движение звезд.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА.

 

 

7

-

4

-

-

3

 

 

 

ТЕМА 1. Земля и Луна.

1.     Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

2.     Система Земля-Луна. Движение и фазы Луны.

3.     Затмения Солнца и Луны.

 

 

 

 

 

 

2

2

Л.1, с. 58-68

4

ТЕМА 2. Планеты Солнечной системы.

1.     Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс и его спутники.

2.     Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и их спутники, Плутон и его спутник Харон.

 

 

 

2

 

 

 

2

Л.1, с. 69-79

5

ТЕМА 4. Малые тела Солнечной системы.

 Малые тела Солнечной системы - астероиды, кометы, метеоры.

 

 

 

2

 

 

 

2

Л.1, с. 80-87

 

Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика:

Законы Кеплера.

Научные труды Ньютона в астрономии.

Влияние лунных затмений на Землю.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

РАЗДЕЛ 4. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ.

 

 

5

4

-

-

-

1

 

 

6

ТЕМА 1. Физические характеристики Солнца.

1.     Солнце ближайшая звезда.

2. Физические характеристики и строение Солнца.

3.     Влияние солнечной активности на Землю.

 

2

 

 

 

 

2

Л.1, с. 92-99

7

ТЕМА 2. Физические характеристики звезд.

1.     Классификация звезд.

2.     Физические характеристики звезд.

3.     Эволюция звезд. Нейтронные звезды.

4.     Черные дыры.

5.     Эволюция Солнца.

 

2

 

 

 

 

2

Л.1, с. 100-116

 

Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика:

Плутон планета или звезда.

Марскрасная планета.

Венера.

Юпитер.

Кольца Сатурна.

Уран.

Комета Галлея.

Метеоритные дожди.

Солнце источник жизни на Земле.

Двойные звезды.

Самая яркая звезда.

Происхождение звезд.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

РАЗДЕЛ 5. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ.

 

 

3

2

-

-

-

1

 

 

8

ТЕМА 1. Строение Вселенной.

1.     Строение Вселенной.

2.   Строение нашей Галактики.

3.     Место Солнечной системы в Галактике.

 

1

 

 

 

 

2

Л.1, с.119-125

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа: выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов.

Тематика:

Метагалактики.

Новые планеты.

Жизнь Вселенной.

Эволюция звезд.

Идея существования других вселенных.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 2. Эволюция Вселенной.

1. Эволюция Вселенной.

2. Большой Взрыв и возраст Вселенной.

3. Жизнь во Вселенной.

4.     Антропный принцип.

 

1

 

 

 

 

2

Л.1, с. 125-140

 

всего

24

8

4

4

-

8

 

 

                     

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 


Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины

«Астрономия»

Специальности:

19.02.10 Технология продукции общественного питания

 

№ изменения

Номера измененных

№ протокола /подпись ПЦК

 

Дата ввода изменений

страниц

пунктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.     УСЛОВИЯ реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики (лаборатории информатики).

Оборудование учебного кабинета:

-    посадочные места по количеству студентов;

-    рабочее место преподавателя;

-    рабочая меловая доска;

-    наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

-    ПК,

-    видеопроектор,

-    проекционный экран.

 

4.2.    Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1.     Пришляк Н.П. Астрономия: 11 кл.: учебник для общеобразоват. организаций.: уровень стандарта, академический уровень/ Н.П. Пришляк; под общ. редакцией Я.С. Яцкива. - Х.: Изд-во «Ранок», 2011. - 160 с: ил. - Рус. языком.

2.     Воронцов-Вельяминов Б.А., Астрономия: учеб. для 11 кл. сред. шк., - М.: Просвещение, 2014 г.

Дополнительные источники:

1.     Левитан Е. П., Астрономия: учеб. для 11 кл. сред. шк., М.: Просвещение, 2010 г.

2.     Ляхова К.А. Популярная история астрономии и космических исследований . — Издательство «Вече» М. Ляхова К.А. 2002, 495 с.

3.     Агекян Т. А.Звезды галактики, мегагалактики. — 3-е изд., перераб. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1981, 415 с.

4.     Ромаков А. М.Занимательные вопросы по астрономии и не только. — М. ред. А. К. Кулыгин, 2004. — 415 с.

 

Интернет-ресурсы

1.     http://www.astronet.ru/ - Астронет, сайт, посвященный популяризации астрономии. Это мощный портал, на котором можно найти научно-популярные статьи по астрономии, интерактивные карты звездного неба, фотографии, сведения о ближайших астрономических событиях и многое другое.

2.      http://www.sai.msu.su/EAAS - официальный сайт Международной Общественной Организации «Астрономическое Общество».

3.      http://myastronomy.ru/ - сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской, содержит методические подборки, научно- популярные и методические статьи, материалы для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.

4.      http://www.krugosvet.ru/ - Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет.

5.      http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia - сайт А. Железнякова «Энциклопедия «Космонавтика».

6.     http://www.astronews.ru/ - Новости космоса, астрономии и космонавтики. Сайт содержит множество фото и видео космических объектов и явлений, новости и статьи по астрономии и космонавтике.

 


5.     КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

5.1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

Предметные результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

·                  смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера,  черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

·                  определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

 

Устный контроль (индивидуальный, фронтальный).

 

 

 

 

Подготовка рефератов, презентаций.

 

 

 

Тестовые задания.

 

 

 

Выполнение разноуровневых заданий.

 

Наблюдениеи оценка выполнения практических действий.

 

 

 

 

Предметные результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

·                    смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно,  Ломоносова,  Гершеля,  Браге,  Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

·                    использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

·                    выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

·                    приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

·                    решение задачи на применение изученных астрономических законов;

 

Устный        контроль

 

Подготовка рефератов, презентаций.

 

Тестовые задания.

 

Выполнение разноуровневых заданий.

 

Наблюдение и оценка выполнения

практических действий.

 


 



Создание сайтов © LookMy.info