ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины ОДП.01 Русский язык предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
При получении профессий СПО естественнонаучного профиля обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объеме 117 часов.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
Программа учебной дисциплины «Русский язык» ориентирована на достижение следующих целей:
· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются следующие задачи:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания студентов об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
3) закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
4) совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучаемых;
5) обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний о стилях, их признаках, правилах использования;
6) развивать и совершенствовать способность создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;
7) формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Учебная дисциплина «Русский язык» в структуре ППКРС входит в общеобразовательный цикл.
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении учебного курса «Русский язык», освоенного на уровне 9-ти классов основного общего образования.
Полученные в процессе обучения студентом знания необходимы для освоения таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Литература», «Организация обслуживания в предприятиях общественного питания».
При формировании содержания курса использовались принципы научности, последовательности, системности, структурного единства, доступности и вариативности, личностной ориентации.
Учебная дисциплина «Русский язык» изучается на первом курсе дневного отделения и входит в перечень общеобразовательных дисциплин. Предпочтительной формой организации учебного процесса являются практические занятия, которые предполагают использование индивидуальной, парной, групповой и фронтальной форм работы. Программа предполагает написание двух обязательных контрольных работ, которые проводятся за счет времени, отводимого учебным планом на учебную дисциплину, двух контрольных диктантов и двух изложений. Предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая включает выполнение упражнений, написание рефератов, работу с таблицами, составление конспектов по основной и дополнительной литературе.
Формами текущего контроля служат письменные опросы по основным понятиям пройденной темы, выполнение упражнений, тестовых заданий, написание диктантов, изложений. Промежуточный контроль проводится в форме экзамена.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.01 Русский язык
1.1. Область применения рабочей программы
Учебная дисциплина ОДП.01 Русский язык является частью программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки КРС
Учебная дисциплина ОДП.01 Русский язык относится к общеобразовательному циклу ППКРС.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- роль языка в жизни человека, общества, государства;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
- языковая норма, культура речи;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Вариативная часть — не предусмотрено.
Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.01 Русский язык
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
78 |
в том числе: |
|
лекции |
8 |
лабораторные занятия (не предусмотрено) |
- |
практические занятия, семинарские занятия |
66 |
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
39 |
в том числе: |
|
- работа с таблицами - составление конспектов по основной и дополнительной литературе - подготовка реферативных сообщений - выполнение упражнений - составление аннотации - составление тезисов - работа со словарями - различные виды разбора языковых единиц
|
4 8 2 16 1 1 4 3 |
Промежуточная аттестация в форме: итоговой оценки, экзамена |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- шкаф для хранения учебно-наглядных пособий и книг
- классная доска
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения: мультимедийная установка.
3.2. Перечень учебно-методической литературы
Основная:
1. Власенков, А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова .– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
2. Хлебинская, Г. Ф. Х.Русский язык. 11 класс. Профильный уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Ф. Хлебинская. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 368 с.
3. Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10 – 11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2010. – 448 с.
4. Куманяева А.Е. Диктанты и изложения по русскому языку. 10-11 классы/ Куманяева А.Е., Г.Н. – М.: Экзамен, 2012. – 191 с.
Дополнительная:
1. Введенская Л.А. Культура речи: учеб. Пособие/ Л.А.Введенская. – Ростов- н/Д: Феникс, 2011. – 379 с. – СПО.
2. Пивоварова И. Культура речи в таблицах и схемах/ И.Пивоварова, О.Ларина. – Ростов- н/Д: Феникс, 2013. – 175 с.
3. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 448 с.
Электронные ресурсы:
1. http://gramota.ru – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (02 сентября 2016 г.).
2. http://www.gramma.ru/RUS/ - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру. (02 сентября 2016 г.)
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения |
|
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач |
1. Оценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при индивидуальном и групповом опросе. 2. Оценка и взаимооценка обучающимися друг друга при составлении и воспроизведении монологов и диалогов. 3. Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). |
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления |
1. Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). |
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка |
1. Оценка результатов выполнения письменных работ (анализ текстов (фрагментов). |
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях |
1. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 2. Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.) |
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения |
1. Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 2. Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. |
Применять в практике речевого общения знания основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка |
1. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 2.Оценка результатов выполнения пись-менных работ (в том числе упражнений).
|
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
1. Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). 2. Оценка результатов выполнения тестовых заданий. |
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем |
1. Оценка, взаимооценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы, дискуссии. 2. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. |
Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста |
1. Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.). 2. Оценка содержания реферативных сообщений. 3. Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. |
Усвоенные знания |
|
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; |
1. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2. Оценка результатов выполнения письменного опроса.
|
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; |
1. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2. Оценка результатов выполнения тестовых заданий. |
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. |
1. Оценка результатов выполнения письменного опроса. 2. Оценка результатов выполнения тестовых заданий. 3. Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий. 4. Оценка результатов написания контрольных работ, диктантов. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ