• 9 мая

    9 мая

  • Дебют

    Дебют

  • Мисс и мистер колледжа

    Мисс и мистер колледжа

  • Юбилей

    Юбилей

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

ОГСЭ.05.Социология.ООП

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                     4

 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ           8

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                             12

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                               13

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

            Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Социология предназначена для изучения социологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании».

            Программа разработана в соответствии с ГОС СПО по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании» (утвержден Приказом МОН ДНР № 528 от 17.09.2015 г.), дающим право образовательной организации использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ с учетом особенностей развития социальной сферы региона и запросов работодателей. 

         Учебная дисциплина «Социология» изучается в объеме 54 часа в течение одного семестра. Курс состоит из трех разделов – «Теоретическая социология», «Специальные и отраслевые социологические теории», «Методика организации конкретных социологических исследований». Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений, и способов деятельности, необходимых для всестороннего развития и социализации личности студентов.

            Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Социология ориентирована на достижение следующих целей:

·        освоение знаний об основных понятиях социологии и методах социологии как науки;

·        знакомство с наиболее важными социологическими концепциями и теориями функционирования и развития общества;

·        овладение умениями применять полученные знания для объяснения социальных явлений и процессов, восприятия информации об обществе, получаемой из различных источников: СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

·        развитие навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять весь спектр социальных реалий;

·        воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений социологии для развития цивилизации и повышения качества жизни;

·        формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, идентичности гражданина Донецкой народной республики, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией ДНР;

·        применение знаний по социологии в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

 

Программой курса социологии предусмотрены следующие формы проведения занятий: лекции, семинарские (практические) занятия и самостоятельная работа студентов, включающая конспектирование и реферирование научных статей, подготовку рефератов, работу с энциклопедиями, справочниками, а также с материалами из СМИ и научно-популярной литературы. В процессе обучения используются как традиционные, так и инновационные технологии и методы обучения: активные и интерактивные, ролевые игры, проектная деятельность, презентации, групповой и индивидуальный анализ практических ситуаций, дискуссии по проблемным вопросам, что позволит в полной мере освоить содержание учебной дисциплины и развить социологические компоненты общих и профессиональных компетенций.

            Формами текущего контроля служат письменные опросы по основным понятиям изученных тем, устные ответы, разгадывание кроссвордов, выполнение тестовых заданий, написание докладов, рефератов, исследовательских работ, создание презентаций. Итоговый контроль проводится в форме дифференцированного зачёта.

            Оценивание учебных достижений студентов по социологии осуществляется с учётом их индивидуальных особенностей и предусматривает дифференцированный подход к его организации. Критерием оценки работы студентов является не столько объём учебного материала, который остался в памяти, сколько умения его анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, использовать в жизненных ситуациях, умение самостоятельно добывать знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 Социология

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Социология является частью программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Учебная дисциплина ОГСЭ.05 Социология относится к вариативной части общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

-  общую характеристику общества как целостной системы и ее составных элементов;

-  особенности возникновения и развития  социологии  как самостоятельной науки;

-   структуру и содержание специальных социологических теорий;

-  закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей;

-  основные методы сбора, обработки, анализа результатов социологических исследований;

-   пути реализации результатов социологических исследований и социальных технологий на практике.

уметь:

-   проводить поиск социальной информации в источниках разного типа;

-   различать в социологической информации факты и мнения;

-   устанавливать  причинно-следственные  связи  между  явлениями и на этой основе реконструировать образ социальной реальности;

-   участвовать в дискуссиях по социологической проблематике, формулировать и аргументировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

-   представлять результаты изучения социологических концепций в форме конспекта, реферата, рецензии.

использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической деятельности и повседневной жизни для:

-  определения  собственной  позиции  по  отношению  к  явлениям современной жизни;

-   критического восприятия получаемой извне социальной информации;

-  соотнесения своих действий и поступков окружающих с преобладающими в обществе формами социального поведения;

-  осознания  себя  как  представителя  гражданского,  этнокультурного,  конфессионального сообщества, гражданина Донецкой Народной Республики.

владеть:

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества; качественными и количественными методами социологических исследований.

Социология тесно связана с циклом гуманитарных и обществоведческих наук и формирует совместными усилиями общие компетенции, необходимые в современном обществе:

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.  Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Социология

 

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

лекции

28

лабораторные занятия (не предусмотрено)

-

практические занятия, семинарские занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

 

 - работа с учебной литературой, конспектом лекций

 - работа с таблицами

 - составление опорного конспекта

 - подготовка реферативных сообщений

 - подготовка докладов

 - подготовка презентаций

5

2

3

3

3

2

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного  зачёта

 

 

 


2.2.  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ занятия

 

 

 

Наименование  разделов, тем,

содержание учебной дисциплины

Количество часов

Уровень освое-ния*

Перечень учебно-методической литературы (№, стр.)

очная форма

заочная форма

всего часов

в т. ч.

всего часов

в т. ч.

Л

С

П

лаб.

с. р.

Л

С

П

лаб.

с. р.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

Раздел 1. Теоретическая социология

 

Тема 1.Социология как наука

8

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

1

Предмет, структура, функции социологии

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1,2

Л.1, с.6-11

2

Социологические теории Х1Х-начала ХХ ст. О.Конт, Г.Спенсер

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

Л.1, с.12-20

3

«Понимающая» социология Макса Вебера

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

2

Л.2, с.13-14

 

Современная социология. Основные проблемы и социологические школы

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

3

Л.1, с.20-23

Л.2,с.16-18

 

Тема 2. Общество как социальная система. Социальная структура и социальная стратификация

 

6

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

4

Сущность понятия «общество». Типы обществ. Характерные особенности современного общества

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2,3

Л.1, с.24-31, Л.2, с.19-25

5

Основные компоненты социальной структуры общества

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

2

Л.1, с.38-45, с.122-133

6

Теория социальной стратификации, её исторические типы

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

2

Л.1, с.108-121,

Л.2, с.32-40

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

Тема 3. Социальные  отношения. Конфликт как проявление  социальных  отношений

6

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

Социальные отношения и  социальные конфликты

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2,3

Л.1, с.158-175

 

Девиантное поведение

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

2

Л.1, с.66-91

 

Система социального контроля

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

3

Л.1, с.134-139

8

Тема 4. Социальные  процессы. Особенности социальных  процессов в Донецком  регионе

2

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

1,2,3

Л.1, с.199-205, Л.2, с.82-88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Специальные и отраслевые социологические теории

9

Тема 5. Этническая  социология

2

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

Л.2, с.43-45

 

Тема 6.Экономическая социология. Социология труда  и  менеджмента

 

4

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая социология

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

3

Л.1, с.392-401

10

Социология труда и менеджмента

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2

2

Л.1, с.140-157

 

Тема 7. Политическая социология. Социология общественного мнения

6

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Социология политики

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

3

Л.2, с.102-111

11

Социология массовых коммуникаций

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

Л.1, с.196-207

 

Технологии манипуляции общественным мнением

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 2

2,3

Л.1, с.211,СМИ

 

Тема 8.Социология личности

4

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

12

Понятие «личность» в социологии. Потребности, мотивы, ценностные ориентации личности

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1,2,3

Л.1, с.46-57

13

Социализация личности. Социальный статус и социальная роль личности. Социальный тип личности

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

2

Л.1, с.58-65,

Л.2, с.52-59

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

Тема 9. Социология семьи. Гендерная социология

4

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

14

Гендерная социология

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

Л.3, с.487-496

 

Социология семьи

 

 

 

 

 

2

 

1

 

 

 

1

3

Л.1, с.92-107

 

Тема 10. Социология гуманитарной сферы

2

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

2

3

Л.1, с.176-195

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Методика организации конкретных социологических исследований

 

Тема 11.Программирование и организация социологического  исследования

 

2

 

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

2

2

Л.1, с.212-214

15

Тема 12. Опрос  и наблюдение как методы  сбора социологической  информации

2

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

2,3

Л.1, с.215-221

16

Тема 13. Обработка  и анализ социологической информации

2

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

2

1,2,3

Л.3, с.515-516

17

Тема 14. Использование социальных  резервов производства

2

2

 

 

 

 

2

1

 

 

 

1

1,2,3

Л.3, с.497-403

18

Итоговое повторение и обобщение

2

2

 

 

 

 

2

1

 

 

 

1

2,3

 

 

Итого

54

28

6

2

 

18

54

 8

 

 

 

46

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся – 30,

- рабочее место преподавателя – 1,

- раздаточный материал по дисциплине;

- структурно-логические схемы.

Технические средства обучения: мультимедийная система.

3.2. Перечень учебно-методической литературы:

Основная:

1.     Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер Пресс, 2008. - 224 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

2.     Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. Учебник для студентов учреждений СПО. – Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 240 с.

3.     Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – М.: Владос, 2010.

4.     Рысь Ю. И., Степанов В. Е. Социология: Структурно-логические схемы с комментариями. – М.: Академический Проект; Изд-во научно-образовательной литературы РЭА, 2010.

Дополнительная:

1.     Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2.     Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: учеб.пособие. – Финансы и статистика, 2012.

3.     Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах: учеб.пособие. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2011.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических, семинарских и практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения

- проводить поиск социальной информации в источниках разного типа;

- различать в социологической информации факты и мнения;

- устанавливать  причинно-следственные  связи  между  явлениями и на этой основе реконструировать образ социальной реальности;

- участвовать в дискуссиях по социологической проблематике,

- формулировать и аргументировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

- представлять результаты изучения социологических концепций в форме конспекта, реферата, рецензии.

1. Оценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при индивидуальном и групповом  опросе.

2. Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы.

3.          Оценка результатов выполнения письменных работ (составление тезисов, конспекта, сообщений, докладов и т.д.)

4.    Оценка результатов выполнения тестовых заданий.

5.    Оценка, взаимооценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы, дискуссии.

 

 

Усвоенные знания

- общую характеристику общества как целостной системы и ее составных элементов;

- особенности возникновения и развития  социологии;

- содержание специальных социологических теорий;

- закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей;

- основные методы сбора, обработки, анализа результатов социологических исследований;

- пути реализации результатов социологических исследований и социальных технологий на практике.

 

1.      Оценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при индивидуальном и групповом  опросе.

2.      Оценка результатов выполнения письменного опроса.

3.      Оценка результатов выполнения тестовых заданий.

 


Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины

ОГСЭ.05 Социология

специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

№ изменения

Номера измененных

№ протокола /подпись ПЦК

 

Дата ввода изменений

страниц

пунктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  



Создание сайтов © LookMy.info