|
стр. |
1. пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
4 |
2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
7 |
3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
10
|
4. условия реализации программы учебной дисциплины
|
17 |
5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
20 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Компьютерная графика» разработана на основе примерной программы среднего общего образования для общеобразовательных организаций по компьютерной графике, рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 725 от 23.08.2018 г.) в соответствии с основными положениями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
В ней соблюдается преемственность с Государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности студентов на уровне среднего общего образования, учитываются межпредметные связи.
Теоретической и методологической основой компьютерной графики есть все разделы математики, физика, основы информатики и вычислительной техники, формальная логика, теория построения алгоритмов, основы программирования, изобразительное искусство, черчение и многие другие. Компьютерная графика является творческим "приложением" полученных в указанных дисциплинах знаний, расширением и закреплением их и стимулом более тщательного изучения содержательного материала общетеоретических дисциплин.
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и умений, необходимых для эффективной обработки информации, представленной в графической форме, а также для использования компьютерных изображений в учебной и профессиональной деятельности.
Цель курса достигается через изучение обучающимися необходимого объема теоретического материала и практическое овладение современными графически-информационными технологиями и компьютерными средствами и средами создания, обработки и визуализации растровых, векторных и трехмерных изображений. Вместе с тем важно научить создавать новые изображения и редактировать имеющиеся, преобразовывать форматы компьютерных изображений и их цветовые модели, импортировать должным образом подготовленные графические изображения в офисные документы, в веб-страницы, в электронные и полиграфические издания, в рекламу, разрабатывать компьютерную анимацию.
Курс имеет выраженную практическую направленность. Вся работа студентов за компьютером заключается в фронтально-индивидуальном выполнении упражнений и задач по созданию или обработке графических изображений.
Занятия по дисциплине ориентированы на изучение наиболее распространенных графических пакетов Inkscape и GIMP, методов выполнения практических заданий по компьютерному макетированию различных графических документов в различных программных средах.
При изучении дисциплины уделяется внимание организации самостоятельной работы студентов, способствующей формированию умений и навыков работ на компьютере, организации творческого труда, углублению профессиональной подготовки, самообразованию, самостоятельному решению практических задач.
Программой предусмотрено выполнение образовательной программы СОО по дисциплине «Компьютерная графика» в полном объеме, что дает право пройти студентам государственную итоговую аттестацию.
В содержании рабочей программы учебной дисциплины приведены требования к формируемым знаниям и умениям.
2. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Компьютерная графика»
2.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения компьютерной графики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью курса «Компьютерная графика» является формирование у студентов знаний и умений, необходимых для эффективной обработки информации, представленной в графической форме, а также для использования компьютерных изображений в учебной и профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
• назначение, возможности, средства, технологии и сферы применения компьютерной графики;
• принципы построения растровых и векторных графических изображений;
• основные параметры компьютерных изображений;
• принципы организации и типы цветовых моделей;
• понятие о форматах графических файлов, их основные характеристики и преобразование;
• методы обработки изображений в растровых и векторных графических редакторах;
• применение изображений в офисных и гипертекстовых документах, полиграфических изданиях и мультимедийных продуктах;
• принципы компьютерной анимации.
уметь:
• сканирование графических изображений с твердых носителей и их векторизация (трассировка);
• конструирование и реализация графических алгоритмов инструментальными средствами графических редакторов;
• создание растровых и векторных изображений из графических примитивов;
• редактирование растровых изображений;
• обработка цифровых фотографий;
• форматирование векторных рисунков, настройка их параметров и растеризация;
• использование сред графических редакторов Inkscape и GIMP;
• преобразование форматов графических файлов и обмен изображениями между приложениями;
• создание простых анимированных изображений.
Вариативная часть - не предусмотрена.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с общими компетенциями (ОК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
2.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 33 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 22 часов;
самостоятельной работы обучающегося 11 часов.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
33 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
22 |
в том числе: |
|
лекций |
4 |
практические работы |
18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) - составление схем; таблиц - составление алгоритма - составление характеристик - подготовка сообщения - выполнение практических заданий
|
11 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (комплексного)
|
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Компьютерная графика»
№ аудит. занятия |
Наименование разделов, тем, содержание учебной дисциплины |
Количество часов |
Уровень освоения* |
Перечень учебно-методической литературы (№, стр.) |
|||||||||||
дневная форма |
заочная форма |
||||||||||||||
всего |
в т. ч. |
всего |
в т. ч. |
||||||||||||
Л |
С |
П |
лаб. |
с. р. |
Л |
С |
П |
лаб. |
с. р. |
||||||
|
РАЗДЕЛ І. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ |
||||||||||||||
|
|
5 |
2 |
- |
2 |
- |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
ТЕМА 1. Понятие векторной и растровой графики 1. Понятие векторной и растровой графики, их сравнение. 2. Параметры растровых и векторных изображений. 3. Редакторы векторной и растровой графики. 4. Форматы графических файлов. |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-2 |
Л.1, с. 10-26 Л.3, с.9-14, 24-31
|
|
ТЕМА 2. Цветовые модели 1. Виды цветовых моделей. 2. Цветовая модель RGB. 3. Цветовая модель CMYK. 4. Цветовая модель HSB. |
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Л.1, с. 27-39 Л.3, с.14-24
|
2 |
ТЕМА 2. Графические браузеры 1. Простейшие операции с изображениями средствами графического браузера. 2. Преобразование формата изображений. 3. Сканирование и печать изображений. Практическая работа 1. Цветовые модели. Использование графического браузера |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Л.1, с. 10-39 Л.3, с.9-31
|
|
РАЗДЕЛ II. ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА |
||||||||||||||
|
|
11 |
- |
- |
8 |
- |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
ТЕМА 1. Программа Inkscape. 1. Обзор среды программы Inkscape. 2. Инструменты рисования. 3. Операции с графическими объектами. Практическая работа 2. Создание простых рисунков. |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Л.1, с. 64-70 Л.3, с. 247-263 |
|
ТЕМА 1. Программа Inkscape. 1. Заливка объектов. 2. Создание рисунков из кривых и ломаных. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Л.1, с. 64-70 Л.3, с.265-266 |
4 |
Практическая работа 3. Закрашивание объектов. Использование кривых и ломаных |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1-2 |
Л.1, с. 64-70 Л.3, с.265-266 |
|
ТЕМА 1. Программа Inkscape. 1. Добавление и форматирование текста. 2. Использование растрового изображения |
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
1-2 |
Л.1, с. 93-100 Л.3, с.291-324
|
5 |
Практическая работа 4. Работа с текстом в графических изображениях |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1-2 |
Л.1, с. 93-100 Л.3, с.291-324 |
|
ТЕМА 1. Программа Inkscape. 1. Порядок следования, выравнивание и группировка объектов. 2. Применение к объектам эффектов объемности и перетекания |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Л.1, с. 71-92, 110-136 Л.3, с.267-290
|
6 |
Практическая работа 5. Упорядочение и группировка объектов. Применение графических эффектов. |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1-2 |
Л.1, с. 71-92, 110-136 Л.3, с.267-290
|
|
РАЗДЕЛ ІІІ. РАСТРОВАЯ ГРАФИКА |
||||||||||||||
|
|
10 |
- |
- |
6 |
- |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕМА 1. Источники и параметры растровых изображений. 1. Понятие о разрешении. 2. Глубина цвета. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Л.1, с. 147-160 Л.3, с.139-179
|
7 |
ТЕМА 2. Программа GIMP. 1. Среда программы GIMP. 2. Основные инструменты и панели свойств. Практическая работа 6. Основные приемы работы в среде GIMP. |
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Л.1, с. 147-160 Л.3, с.139-179
|
|
ТЕМА 2. Программа GIMP. 1. Выделение областей на изображениях. 2. Уточнение выделения. 3. Создание коллажей. |
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
1-2 |
Л.1, с. 147-160 Л.3, с.151-154, 179-180
|
8 |
Практическая работа 7. Выделение областей и их обработка. |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л.1, с. 147-160 Л.3, с.151-154, 179-180 |
|
ТЕМА 2. Программа GIMP. 1. Рисование и закрашивание. Перемещение, выравнивание, кадрирование, вращение, масштабирование, искривление, перспектива и зеркальное отражение выделенных фрагментов. 2. Корректировка тона. 3. Комплексная обработка фотографий. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Л.1, с. 161-175 Л.3, с.199-212
|
9 |
Практическая работа 8. Обработка многослойных изображений, создания коллажей. Рисование и закрашивание. |
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-2 |
Л.1, с. 161-175 Л.3, с.199-212
|
|
ТЕМА 2. Программа GIMP. Практическая работа. Корректировка цвета и тона. Обработка цифровых фотографий. |
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
1-2 |
Л.1, с. 161-175 Л.3, с.180-198
|
|
РАЗДЕЛ ІY. КОНВЕРТАЦИЯ И ОБМЕН ИЗОБРАЖЕНИЯМИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ПРОГРАММАМИ. РАСТЕРИЗАЦИЯ И ВЕКТОРИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ |
||||||||||||||
|
|
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕМА 1. Форматы графических файлов. 1. Распространенные форматы графических файлов, их преимущества, недостатки и области применения. 2. Импорт и экспорт изображений в редакторах Inkscape и GIMP. 3. Понятие о растеризации и векторизации. 4. Понятие OLE объекта. |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Л.1, с. 43-62 Л.3, с.28-31
|
|
РАЗДЕЛ YI. СОЗДАНИЕ АНИМИРОВАННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ. 2D- И 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ |
||||||||||||||
|
|
6 |
2 |
- |
2 |
- |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
ТЕМА 1. Технологии компьютерной анимации. 1. Понятие о Flash-анимации. Понятие о gif-анимации. 2. Создание анимационных изображений и настройки их параметров. Практическая работа 9. Создание gif-анимации |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1-2 |
Л.1, с. 104-107 Л.3, с.100-122 |
|
Тема 2. 2D-графика и 3D-моделирование в КОМПАС-3D. |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
11 |
Программа 3-мерного моделирования Blender. 1. Введение в Blender.. Интерфейс программы. 2. Объекты в Blender. 3. Создание 3D-модели. Зачет |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
Всего |
33 |
4 |
- |
18 |
- |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины
«Компьютерная графика»
Специальности :
19.02.10 Технология продукции общественного питания
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
№ изменения |
Номера измененных |
№ протокола /подпись ПЦК
|
Дата ввода изменений |
|
страниц |
пунктов |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. УСЛОВИЯ реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики (лаборатории информатики).
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- рабочее место учащегося.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- принтер;
- мультимедийная система;
- сканер.
- операционная система
- веб-браузер Internet Explorer, Opera, Chrome
- офисные приложения Microsoft Office 2007
- Графический браузер
- Редактор векторной графики Inkscape
- Редактор растровой графики (начального уровня) Paint.NET
- Редактор растровой графики (базовый) GIMP
- Программа для создания GIF-анимации Microsoft GIF Animator,
- САПР 2D и 3D-моделирования КОМПАС-3D
- Редактор 3D-графики Blender
-
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- персональные компьютеров, объединенные в сеть;
- лабораторные стенды по технике безопасности и охране труда;
- печатные пособия: схемы, плакаты.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. / Л.А. Залогова. - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 212 с.
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум./ Л.А. Залогова. - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 245 с.
3. Березовский В.С. и др. Основы компьютерной графики: [Учебное пособие] / В.С. Березовский, В.О.Потиенко, И.О. Завадский. - К.: Изд. группа BHV, 2011. – 400 с.: ил.
Дополнительные источники:
4. Руденко В.Д. и др. Базовый курс информатики. Книга 1. Основы информатики. / В.Д. Руденко, О. Макарчук, Н.А. Патланжоглу. - М., Издательская группа BHV, 2005. - 320 c.
5. Ремезовский В. И. Цифровая фотография. Самоучитель. – СПб: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2005. – 368 с.
6. Ремезовский В. И., Яковлев А. И. Цифровая фотография просто и доступно. Самоучитель. – СПб: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2006 – 320 с.
7. Прахов А. Blender. 3D-моделирование и анимация – СПб: Питер; Киев:
Издательская группа BHV, 2009.
8. Баранова И. В. КОМПАС-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: ДМК Пресс, 2009. – 272 с., ил.
9. 5. Хронистер Дж. Blender. Руководство начинающего пользователя (Blender Basics 2.6)/ 4-е издание.
Интернет-ресурсы
1. https://sites.google.com/site/osvitaonline.
2. http://iit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО
3. http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий.
4. http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям
5. http://www.iteach.ru - Программа Intel «Обучение для будущего»
6. http://www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
7. http://www.bytic.ru/ - Международные конференции «Применение новых технологий в образовании»
8. http://www.elearnexpo.ru - Московская международная выставка и конференция по электронному обучению eLearnExpo
9. http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей
10. http://www.konkurskit.ru - Конкурс-олимпиада «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»
11. http://www.olympiads.ru - Олимпиадная информатика
12. http://veselowa.ru/ - Как чертить в Компасе? Освоить моделирование в Компасе? Блог Анны Веселовой.
13. http://mysapr.com/. - Уроки Компас 3d. Самоучитель по программе Компас 3d. Черчение и 3d моделирование в Компас 3d.
14. http://younglinux.info/blender.php. - 3D-моделирование в Blender. Курс для начинающих.
15. http://www.programishka.ru./docs_manual/doc/blender/index.html. - Руководство Blender 3D.
16. Закон об образовании ДНР (Принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года (постановление №I-233П-НС,
http://mondnr.ru/?cat=5).
17. Приказ №679 от 30.07.2018 года "Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/category/4-prikazy).
18. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/category/4-prikazy).
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
сканировать графические изображения с твердых носителей и их векторизация (трассировка)
|
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - оценка выполнения самостоятельной работы |
конструировать и реализовывать графические алгоритмы инструментальными средствами графических редакторов |
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - оценка выполнения самостоятельной работы |
создавать растровые и векторные изображения из графических примитивов |
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - оценка выполнения самостоятельной работы |
редактировать растровые изображения |
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; анализ и оценка решения проблемных задач; - оценка выполнения самостоятельной работы |
обрабатывать цифровые фотографии |
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - анализ и оценка решения проблемных задач; - оценка выполнения самостоятельной работы |
форматировать векторные рисунки, производить настройку их параметров и растеризацию |
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - оценка выполнения самостоятельной работы |
использовать среды графических редакторов Inkscape и GIMP |
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - анализ проблемных ситуаций; - оценка выполнения самостоятельной работы |
преобразовать форматы графических файлов и производить обмен изображениями между приложениями |
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - оценка выполнения самостоятельной работы |
создавать простые анимированные изображения |
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - анализ проблемных ситуаций; - оценка выполнения самостоятельной работы |
Знания: |
|
описывать назначение, возможности, средства, технологии и сферы применения компьютерной графики |
- тестирование; - устный (письменный) опрос; - оценка выполнения самостоятельной работы |
объяснять принципы построения растровых и векторных графических изображений |
- тестирование; - устный (письменный) опрос |
понимать основные параметры компьютерных изображений |
- тестирование; - устный (письменный) опрос |
формулировать и объяснять принципы организации и типы цветовых моделей |
- тестирование; - устный (письменный) опрос |
иметь понятие о форматах графических файлов, их основные характеристики и преобразование |
- тестирование; - устный (письменный) опрос |
описывать методы обработки изображений в растровых и векторных графических редакторах |
- тестирование; - устный (письменный) опрос
|
объяснять применение изображений в офисных и гипертекстовых документах, полиграфических изданиях и мультимедийных продуктах |
- тестирование; - анализ и оценка решения проблемных задач; - устный (письменный) опрос
|