• 9 мая

    9 мая

  • Дебют

    Дебют

  • Мисс и мистер колледжа

    Мисс и мистер колледжа

  • Юбилей

    Юбилей

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

  • Кулинария

    Кулинария

Положение о создании УМК

 

1.     ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, и имеет своей целью подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Достижение поставленной цели обеспечивается соответствующим содержанием профессионального образования, которое оформляется в виде основной образовательной программы (ст. 10 п. 5, Закона ДНР «Об образовании»).
В государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования сформулировано одно из условий реализации основной образовательной программы - это обеспеченность учебно-программной документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.
Учебно-методическое обеспечение представляет собой совокупность средств обучения и технологий их использования, организационно-педагогических условий, проектируемых педагогическим работником в целях достижения обучающимися запланированных результатов.
Учебно-методическое обеспечение можно рассматривать как процесс и как результат.
Как процесс - это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.
УМО как результат (чаще в этом случае называют учебно-методическим комплексом – УМК) – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. В этом смысле УМО является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.
Учебно-методическое обеспечение по профессии/специальности складывается из учебно-методического обеспечения дисциплин, профессиональных модулей, практик, курсового проектирования, внеаудиторной самостоятельной работы, государственной итоговой аттестации.
Структура УМО состоит из 4-х крупных блоков:
-           блок 1. Нормативная документация;
-           блок 2. Программно-планирующая документация;
-           блок 3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение специальностей, междисциплинарных курсов;
-           блок 4. Средства контроля.
 
2.     ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ УМК ОУ СПО
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине/ профессиональному модулю – структурированный системный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающий качественное освоение студентами содержания учебной дисциплины/профессионального модуля и позволяющий эффективно формировать профессионально значимые компетенции. УМК предназначен как для преподавателей, так и для обучающихся. Он позволяет и тем и другим оптимально организовать свое время и отвечает принципу «прозрачности» образования.
УМК создаются по каждой учебной дисциплине/профессиональному модулю в целях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Учебно-методический комплекс ориентирован на:
– развитие у обучающихся общих и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности;
– развитие рефлексивного опыта, гражданской позиции, способностей к решению проблем и задач;
– формирование индивидуальной и коллективной ответственности за профессиональные действия.
Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития образования, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки для его использования на практике.
УМК разрабатывается на основе следующих документов:
-                   ГОС СПО по специальности;
-                   учебного плана специальности;
-                   программы дисциплины, профессионального модуля;
-                   графика учебного процесса.
УМК должны быть в печатном и электронном видах.
Разработанное Положение рассматривается на заседании предметных (предметно-цикловых) комиссий и после одобрения утверждается приказом руководителя ОУ СПО.
УМК формируются с целью систематизации учебных, учебно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих качественное преподавание учебных дисциплин, МДК, профессиональных модулей в колледже.
Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелены на решение следующих задач:
-                   определение роли и места УД, МДК или ПМ в образовательной программе по специальности;
-                   улучшение методического обеспечения образовательного процесса;
-                   создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий;
-                   систематизация содержания УД/ПМ с учетом достижений науки, техники и производства, требований работодателей;
-                   оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, способствующими качественной подготовке специалистов;
-                   внедрение инновационных педагогических технологий и активных методов обучения в преподавании УД/ПМ;
-                   правильное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, контроля результатов их обучения;
-                   закрепления студентами усвоенного теоретического материала УД, МДК, ПМ, развития умений и практического опыта;
-                   рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;
-                   обеспечение планирования и организации самостоятельной работы и её контроля;
-                   разработка фонда оценочных средств основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки;
-                   разработка оптимальной системы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов;
-                   обеспечение возможности системного контроля качества учебного процесса.
 
 
 
 
 
3.     СОСТАВ И СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОУ СПО
Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса условно можно разделить на несколько компонентов в зависимости от функционального назначения.
Таблица 1
Перечень учебно-методических комплексов по профессиям/специальностям СПО
 
Вид учебно-методических комплексов
Цель разработки и использования в учебном процессе
Учебно-методический комплекс по образовательной программе (профессии/специальности) СПО
- совершенствование организации образовательного процесса в профессиональном образовательном учреждении;
- подготовка к процедуре государственной аккредитации образовательного учреждения.
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
- совершенствование обучения дисциплине
Учебно-методический комплекс
по профессиональному модулю
- совершенствование обучения междисциплинарным курсам, проведения учебной и производственной практики
 
Структурой комплексного учебно-методического обеспечения профессии/специальности СПО в конечном счете определяется качество основных профессиональных образовательных программ.
 
3.1. Учебно-методический комплекс по образовательным программам,
по дисциплине и профессиональному модулю ППССЗ
Блок 1. Нормативная документация.
1.1. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (выписка из ГОС СПО по специальности – модели выпускника).
1.2. Требования к знаниям, умениям, практическому опыту по дисциплине (выписка из ГОС СПО по специальности).
Блок 2. Программно-планирующая документация.
2.1. Модель выпускника (ГОС СПО по специальностям: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании», 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»).
2.2. Базисный учебный план по специальности.
2.3. Примерная программа дисциплин, профессионального модуля.
2.4. Учебный план по специальности.
2.5. Календарный график учебного процесса.
2.6. Примерная программа дисциплины, профессиональных модулей.
2.7. Рабочие учебные программы дисциплины, профессиональных модулей.
2.8. Договоры между образовательным учреждением и предприятиями (организациями) на проведение производственной практики.
2.9. Календарно-тематический план по дисциплине, по междисциплинарному курсу или разделам междисциплинарного курса.
2.10. Комплект планов учебных занятий, междисциплинарных курсов.
2.11. Перечень учебно-производственных работ и упражнений (для учебной практики), индивидуальных заданий (для практики по профилю специальности) (с календарным планированием).
2.12. Детальные программы производственной практики (при необходимости).
2.13. Графики целевых выходов руководителя практики на базы производственной практики, (практики по профилю специальности).
Блок 3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение специальности, междисциплинарных курсов
3.1. Учебная литература (в том числе на электронном носителе):
3.1.1. Учебники.
3.1.2. Учебные пособия.
3.1.3. Конспекты лекций.
3.1.4. Справочники, задачники, хрестоматии.
3.1.5. Каталоги, альбомы.
3.2. Методическая литература:
3.2.1. Методические пособия.
3.2.2. Методические рекомендации, методические разработки, методические указания.
3.3. Перечень оборудования кабинетов/лабораторий.
3.4. Средства обучения.
3.4.1. Тематические «копилки»: комплекты технологических задач и производственных ситуаций, разработки деловых и ролевых игр и т.д.
3.4.2. Методические рекомендации (указания) по выполнению лабораторно-практических работ.
3.4.3. Комплект методического обеспечения самостоятельной (внеаудиторной) работы:
3.4.4. Вопросы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий и др..
3.4.5. Тематика и методические рекомендации по работе над рефератом, докладом, сообщением; комплекты кейсов и др.
3.4.6. Методическое обеспечение курсового проектирования: перечень тем, указатель литературы, методические рекомендации, образцы курсовых проектов (работ).
3.5. Методическое сопровождение практики по профилю специальности (для ППССЗ):
3.5.1. Образцы отчётной документации студентов по практике (дневники, структура отчёта и т. п.).
3.5.2. Методические рекомендации для студентов-практикантов.
3.5.3. Критерии оценок по практике.
3.5.4. Методические рекомендации для руководителя практики.
3.6. Учебно-наглядные пособия:
3.6.1. Изобразительные пособия (схемы, таблицы, плакаты, чертежи и др.).
3.6.2. Натуральные пособия (модели, макеты, муляжи, приборы и др.).
3.6.3. Мультимедийные презентации.
3.6.4. Технические средства обучения.
Блок 4. Средства контроля.
4.1. Руководство по оценке общих и профессиональных компетенций.
4.2. Программа государственной итоговой аттестации.
4.3. Методический комплект «входного» контроля (при наличии) (вопросы и задания, критерии оценок).
4.4. Методический комплект текущего (тематического) контроля: комплекты тестов, контрольных работ.
4.5. Памятка по оценке общих и профессиональных компетенций для обучающихся.
4.6. Методический комплект итогового контроля по дисциплине, междисциплинарным курсам: вопросы к итоговому зачёту или экзамену, критерии оценок по всем видам контроля.
4.7. Методический комплект итогового контроля по профессиональному модулю:
4.7.1. Комплекты практических работ по оценке компетенций профессионального модуля (программа квалификационного экзамена).
4.7.2. Методическое обеспечение дипломного проектирования: тематика дипломных работ, перечень литературы, графики индивидуальной работы, методические рекомендации.
 
 
4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ УМК ОУ СПО
Разработка учебно-методических комплексов является основным видом учебно-методической работы преподавателей.
Подготовка УМК и обеспечение его составных компонентов включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя.
Контроль содержания и качества разработки УМК возлагается на предметно-цикловую комиссию-разработчика УМК, методический совет колледжа.
Предметно-цикловая комиссия-разработчик УМК колледжа осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМК.
С этой целью на заседаниях предметно-цикловых комиссий:
• своевременно рассматриваются, рецензируются и утверждаются рабочие программы дисциплин, МДК, модулей;
• рассматриваются учебные и контрольно-измерительные материалы, представляемые разработчиками УМК;
• регулярно оценивается готовность УМК к использованию в учебном процессе и принимаются оперативные меры по устранению недостатков в разработке УМК.
При апробации УМК в учебном процессе председатель предметной цикловой (методической) комиссии, методист проводят контрольные посещения занятий, с целью оценки соответствия излагаемого материала учебной программе, уровня освоения учебного материала студентами. Результаты контрольных занятий обсуждаются на заседаниях ПЦК.
Методическийсовет колледжа:
• осуществляет контроль содержания и качества подготовки учебных программ по дисциплинам;
• осуществляет контроль результатов апробации УМК в учебном процессе, соответствия содержания учебного материала утвержденной рабочей учебной программе;
• контроль содержания и качества подготовки документации УМК.
• обсуждает УМК по дисциплинам, прошедшим апробацию в учебном процессе;
• по результатам обсуждения принимается решение о содержании и качестве подготовки УМК по дисциплинам, входящим в учебный план по специальности, даются рекомендации по совершенствованию разработанного УМК.


 
5.  РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОЗДАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УМК ОУ СПО
5.1. УМК содержит следующие материалы:
– титульный лист:
ü    наименование учебной дисциплины/профессионального модуля, по которой был составлен УМК;
ü    код и наименование профессии/специальности по ГОС СПО,
ü    Ф.И.О. составителя (составителей) УМК;
ü    год составления УМК;
ü    отметка о рассмотрении УМК на заседании соответствующей предметной (цикловой) комиссии и утверждении заместителем директора по учебной работе.
–содержания УМК (приводится список основных документов и учебно-методических материалов, входящих в состав УМК дисциплины, междисциплинарных курсов, профессиональному модулю).
5.2. Требования к оформлению текстов:
Текст набирается в текстовом редакторе MS Word.
Стандартная страница текста – страница формата А4, имеющая параметры.
Левое поле – не менее 3 см;
Правое поле – не менее 1 см;
Верхнее и нижнее поля – не менее 2 см;
Междустрочный интервал – одинарный;
ШрифтTimes New Roman;
Кегль – 12-14;
Режим «выравнивания по ширине».
5.3. При написании курса лекций следует помнить о следующих общих требованиях к учебному тексту, а именно:
– употребление синтаксических конструкций, свойственных языку научных и технических документов (следует избегать сложных грамматических оборотов);
– применение стандартизованной терминологии (следует избегать непривычных терминов и символов или разъяснять их при первом упоминании в тексте);
– снабжение сложных смысловых мест и понятий примерами в форме интерпретации или иллюстрации;
– проблемные ситуации, требующие профессионального решения, должны быть снабжены конкретными примерами, построенными на современном материале с необходимыми пояснениями.
5.4. Все листы УМК должны быть пронумерованы: номер 1 присваивается титульному листу; номера листов ставятся в правом нижнем углу; нумерация листов должна совпадать с нумерацией, указанной в содержании.
5.5. Учебно-методические комплексы готовятся для использования на различных носителях информации (книжная продукция, CD-ROM, и др.).
5.6. На базе подготовленных УМК разрабатываются сетевые электронные учебные курсы.
 
6.     ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК ОУ СПО
УМК систематизируется, накапливается и хранится у преподавателя, контрольные экземпляры хранятся в методкабинете (учебной части), в комплекте со всеми документами ОПСПО, в рамках которой ведется преподавание данной дисциплины/профессионального модуля.
Для каждой учебной дисциплины/ профессионального модуля формируется отдельная папка — накопитель.
Учебно-методический комплекс должен быть продублирован в электронном варианте.
 


 
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
 
СПО – среднее профессиональное образование;
ГОС СПО – государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ГОС С (П) ОО – государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;
ОУ – образовательное учреждение;
ОП СПО – образовательная программа среднего профессионального образования ППССЗ – программы подготовки специалистов среднего звена);
ППО – программы профессионального обучения;
УД – учебная дисциплина;
ПМ – профессиональный модуль;
МДК – междисциплинарный курс;
УМО – учебно-методическое обеспечение;
УМК – учебно-методический комплекс.


 
Приложение 1
Календарно-тематический план
по дисциплине _______________________________________________________
 
№ п/п
Семестр, наименование разделов и тем
Всего по учебному плану
Всего аудитор-ных
из аудиторных
с. р.
лек.
Сем.
Лаб./
практ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
 
Занятие № ____
 
Тема:
ВИД ЗАНЯТИЯ: (лекция, семинар)
Цель (дидактическая):
ПЛАН:
Литература:
Вопросы для закрепления:
Домашнее задание:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Самостоятельная работа
 
Тема:
Цель:
Задания:
Литература:
Вопросы для самоконтроля:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Инструкционная карта
(план занятия)
практического (лабораторного) занятия № 
 
 
Тема занятия: _______________________________________________________________________
 
Цель (дидактическая): ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________
 
Методическое обеспечение:
(дидактическое, техническое) ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
 
Инструктаж по технике безопасности
 
Актуализация опорных знаний: ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________
 
Методические  рекомендации по выполнению и оформлению работы:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Содержание и последовательность выполнения заданий:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Контрольные вопросы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Выводы (для студентов)
 
Литература: __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
 
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий государственный колледж пищев
ых технологий и торговли»
 
 
Рассмотрено и одобрено
на заседании цикловой комиссии
______________________________
дисциплин
Протокол № ___от «___»______________
Председатель ЦК ________
 
Утверждено
Заместитель директора
по учебной работе
__________ Ю. А. Кретова
«____»__________________ 2016 г.
 
 
 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
___________________________________________________________
дисциплина, профессиональный модуль
 
___________________________________________________________
код и наименование специальности по ГОС СПО
 
___________________________________________________________
Ф.И.О. составителя
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2016
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
 
ЗАНЯТИЕ №
(для филологических дисциплин)
 
Тема:
Цель(дидактическая):
Вид занятия:
Методическое обеспечение (дидактическое, техническое):
Литература:
 
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Ознакомление студентов с темой и целями занятия.
4. Мотивация учебной деятельности.
5. Изучение нового материала/Обобщение и систематизация знаний.
6. Закрепление усвоенных знаний/Проверка усвоенных знаний и умений.
7. Подведение итогов занятия.
8. Домашнее задание.

 

 


Создание сайтов © LookMy.info