СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины.
2. Структура и содержание учебной дисциплины.
3. Условия реализации учебной дисциплины.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Пояснительная записка.
Учебная дисциплина ОП.05 Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда является обязательной, предусмотренной требованиями ГОС СПО по профессии43.01.01 Официант, бармен.
Предметом изучения учебной дисциплины является приобретение студентами знаний и умений по защите жизни и здоровья человека в современной окружающей среде, в условиях постоянной модернизации производства и повышения требований к энергоэффективности.
Цель преподавания учебной дисциплины - сформировать у будущего специалиста такой уровень знаний по социальным, правовым и организационным вопросам охраны труда, по вопросам гигиены труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, чтобы он четко осознавал социально-этическую важность проблем безопасности труда, умел решать типовые задачи охраны труда в соответствии с должностными обязанностями первичной должности будущей профессии.
Изучением учебной дисциплины достигается формирования у выпускников представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованием ее безопасности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда.
Основной задачей изучения дисциплины ОП.05 Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда является то, чтобы выпускник учебного заведения получил знания, умения и способности (компетенции) эффективно решать задачи профессиональной деятельности, умел использовать законы и другие нормативно-правовые акты, действующую отраслевую нормативно-техническую документацию, средства по охране труда для того, чтобы: -
- разрабатывать организационно-технические мероприятия, которые обеспечивают безопасное выполнение работ;
- готовить рабочие места для безопасного выполнения работ;
- организовывать безопасное выполнение работ;
- применять на практике индивидуальные и коллективные средства защиты;
- обеспечивать противопожарную безопасность объектов.
Учебная дисциплина ОП.05 Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда относится к обязательной части общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла ППКРС.
Знания, полученные в результате изучения дисциплины, предназначены для подготовки обучающегося к освоению профессиональных компетенций в профессиональных модулях и является базой для изучения междисциплинарных курсов.
В основе построения и формирования содержания курса лежат принципы преемственности, последовательности, системности, доступности, связи с практикой.
Программой дисциплины предусмотрено выполнение студентами практических работ, которые, позволяют приобрести умения в оказании первой медицинской помощи, действиях при чрезвычайных ситуациях, поиске необходимой нормативной документации и работы с ней при решении профессиональных задач, оформлять необходимую документацию в соответствии с действующей нормативной базой, применять требования нормативных документов по охране труда.
Для повышения качества усвоения материала, студентами, а также контроля самостоятельной работы студентов и качества их знаний используется ряд современных методов, в том числе изучение материалов в электронном виде, анкетирование и проведение контрольных работ, самостоятельная работа в Интернет и т. д.
Настоящая программа разработана на основе нормативных документов: Закон ДНР «Об образовании» NoI-233П-НС в последней редакции от 19 июня 2015 года;
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.01.01 Официант, бармен;
Закон ДНР «Об охране труда» (Постановление Народного совета №31-НС от 03.04.2015);
Письмо МОН ДНР № 3606 от 27.08.2015 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда является частью программы подготовки квалифицированных рабочих в ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли» в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 43.01.01 Официант, бармен, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.10.2015 г. № 709.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
Учебная дисциплина ОП.05 Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда относится к обязательной части общепрофессионального цикла ППКРС для профессии среднего профессионального образования 43.01.01 Официант, бармен.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
Учебная дисциплина ОП.05 Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний:
- о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайныхситуациях природного, техногенного и социального характера;
- о здоровье и здоровом образе жизни;
- о государственной системе защиты населения от опасных ичрезвычайных ситуаций;
- об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание:
- ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни;
- чувства уважения к героическому наследию Донецкой Народной Республики и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие:
- черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- потребности ведения здорового образа жизни;
овладение умениями:
- оценивать ситуации опасные для жизни и здоровья;
- действовать в чрезвычайных ситуациях;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности государства;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
- ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (ПК), включающих в себя способность:
ПК 1.1. Выполнять подготовку залов к обслуживанию в соответствии с его характером, типом и классом организации общественного питания.
ПК 1.2. Обслуживать потребителей организаций общественного питания всех форм собственности, различных видов, типов и классов.
ПК 1.3. Обслуживать массовые банкетные мероприятия.
ПК 1.4. Обслуживать потребителей при использовании специальных форм организации питания.
ПК 2.1. Выполнять подготовку бара, буфета к обслуживанию.
ПК 2.2. Обслуживать потребителей бара, буфета.
ПК 2.3. Эксплуатировать инвентарь, весоизмерительное и торгово-технологическое оборудование в процессе обслуживания.
ПК 2.4. Вести учѐтно-отчѐтную документацию в соответствии с нормативными требованиями.
ПК 2.5. Изготавливать определенный ассортимент кулинарной продукции.
ПК 2.6. Производить расчет с потребителем, используя различные формы расчета.
ПК 2.7. Изготавливать смешанные напитки, в том числе коктейли, различными методами, горячие напитки.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 73 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 49 часа;
- самостоятельной работы обучающегося – 24 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
73 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
49 |
в том числе: |
|
Лекции |
29 |
Практические занятия, семинарские занятия |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
24 |
в том числе: |
|
написание рефератов |
6 |
подготовка презентаций |
4 |
составление опорных конспектов |
8 |
подготовка информационных сообщений |
6 |
формирование информационных блоков |
- |
Промежуточная аттестация в форме |
дифференцированного зачета |
2. 2 РАБОЧИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ занятия |
Наименование разделов, тем, содержание учебной дисциплины |
Количество часов |
Уровень освоения |
Учебно-методическая литература, домашнее задание |
||||||
Всего |
в том числе |
|||||||||
Л |
С |
П |
Лаб. |
С.р. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Раздел 1.Основы комплексной безопасности |
||||||||||
Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
||
1 |
1.Введение 2.Цели и задачи дисциплины 3. Основные понятия БЖД Самостоятельная работа №1 Реферат на тему: «Риск как оценка опасности» |
|
2 |
|
|
|
2 |
1-2 |
Л.3, с.5-10 СР №1 |
|
Тема 1.2 Опасные и чрезвычайные ситуации. Их влияние на сферы деятельности человека. |
12 |
8 |
2 |
4 |
|
|
|
|
||
2 |
Чрезвычайные ситуации мирного времени. 1. Понятия и общая классификация ЧС. 2. ЧС природного, техногенного и социального характера. 3. Защита и жизнеобеспечение населения в условиях ЧС. Самостоятельная работа №2Составить кроссворд на тему: «Чрезвычайные ситуации», разработать памятку, буклет по действиям в условиях ЧС. |
|
2 |
|
|
|
2 |
2 |
Л 1, с.26 – 42; Л 3, с. 37-93 СР №2 |
|
3 |
Семинар. Чрезвычайные ситуации мирного времени. |
|
|
2 |
|
|
|
|
Л 1, с.26 – 42; Л.3, с.5-10; Л 3, с. 37-93 |
|
Тема 1.3 Чрезвычайные ситуации военного времени. |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
||
4 |
1. Характеристика ядерного оружия и действия населения в очаге ядерного поражения. 2. Особенности химического оружия (действия населения в очаге химического поражения). 3. Биологическое оружие (действия населения в очаге биологического поражения). 4. Защита населения при радиоактивном и химическом заражении местности. Самостоятельная работа №3 Создать презентацию на тему: «Правила действий в чрезвычайных ситуациях военного времени» |
|
2 |
|
|
|
2 |
2 |
Л 3, с.96 – 135 СР №3 |
|
5 |
Практическая работа №1. Средства индивидуальной защиты и пользование ими. |
|
|
|
2 |
|
|
1 |
Л 3, с.96 – 135 |
|
Тема 1.4 Устойчивость производств в условиях ЧС. |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
||
6 |
1. Понятие устойчивости работы объектов экономики. 2. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов. 3. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов. Самостоятельная работа № 4. Создать презентацию по теме: « Основные виды оружия массового поражения и их поражающие факторы», законспектировать основные этапы исследования устойчивости объекта экономики. |
|
2 |
|
|
|
2 |
|
Л 3, с. 11-14 СР №4 |
|
Тема 1.5 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности государства. |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
||
7 |
1. Задачи гражданской обороны, основные понятия и определения. 2. Структура и органы управления гражданской обороной в Донецкой Народной Республике. Службы защиты населения. Аварийно-спасательные службы. 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Самостоятельная работа №5 Роль государства в обеспечении безопасности участников дорожного движения. |
|
2 |
|
|
|
2 |
1-2 |
Л 1, с. 160-188; Л 3, с. 142-157 СР №5 |
|
8 |
Практическая работа № 2 Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. |
|
|
|
2 |
|
|
2 |
Л 1, с. 160-188; Л 3, с. 142-157 |
|
Раздел 2. Порядок и правила оказания первой медицинской помощи |
||||||||||
Тема 2.1 Первая помощь в ЧС |
4 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
||
9 |
Понятие первой помощи 1. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. 2. Основные правила оказания первой помощи. 3. Помощь при ранениях и травматических повреждениях. |
|
2 |
|
|
|
|
2 |
Л 2, с. 86- 93, с. 106-113; Л 3, с. 254-255 |
|
10 |
Практическая работа № 3. Оказание первой помощи при кровотечениях. |
|
|
|
2 |
|
|
|
Л 2, с. 94-97; Л 3, с. 260-264 |
|
Тема 2.2 Первая помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
11 |
1. Помощь при отсутствии сознания. 2. Помощь при поражении электрическим током. 3. Помощь при отравлениях. 4. Помощь при попадании инородных тел. |
|
2 |
|
|
|
2 |
2 |
Л 3, с. 256-257; 265, 274, 281-282. |
|
Раздел 3. Охрана труда |
||||||||||
Тема 3.1. Государственное регулирование в сфере охраны труда |
4 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
||
12 |
1.Правовые основы охраны труда. 2.Государственная политика, управление и надзор за исполнением законодательства об охране труда. 3.Обязанности и ответственность должностных лиц и работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка. 4. Гарантии и компенсации по условиям труда. Самостоятельная работа №6 1.Трудовой распорядок организации. Понятие рабочего времени 2.Охрана труда женщин и молодежи. |
|
2 |
|
|
|
2 |
2 2 |
Л.21, с. 5 – 10; 31- 37; 38-39. выполнить СР № 6 Л.21 с.16-31;37-38. Составить опорный конспект |
|
Тема 3.2. Организация работы по охране труда на предприятии |
6 |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
|
||
13 |
1. Управления охраной труда на предприятии общественного питания. 2. Функции и задачи службы охраны труда. 3. Обучение официантов и барменов безопасным методам труда. Самостоятельная работа №7 1.Аттестация рабочих мест официантов и барменов по условиям труда |
|
2 |
|
|
|
2 |
2,3 2 |
Л.21 с.40-43; выполнить СР № 7, Л.1 с.43-50. Подготовить информационное сообщение |
|
14 |
Практическая работа № 4 Разработка инструкций по вопросам охраны труда на предприятии |
|
|
|
2 |
|
|
2,3 |
Л.21 с.42-43. |
|
Тема 3.3.Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость |
8 |
2 |
2 |
2 |
|
2 |
|
|
||
15 |
1. Классификация опасных и вредных факторов и травм 2.Причины возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятиях общественного питания. 3.Средства коллективной защиты от травм. Самостоятельная работа №8 1. Профилактика профессиональных заболеваний 2. Первая помощь при несчастных случаях |
|
2 |
|
|
|
2 |
2,3 2,3 |
Л.21 с.51-67; выполнить СР № 8 Л.21 с.67-74. Подготовить презентацию |
|
16 |
Практическая работа №5 Решение производственных ситуаций по расследованию несчастных случаев на производстве. Составление актов формы Н-5 и Н-1. |
|
|
|
2 |
|
|
2,3 |
Л.21 с.51-74. |
|
17 |
Семинар №2 Законодательные и организационные основы охраны труда |
|
|
2 |
|
|
|
2,3 |
Л.21 с.5-74. Написать реферат |
|
Тема 3.4.Производственная безопасность |
4 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
||
18 |
1.Действие электрического тока на человека и факторы, влияющие на степень поражения. 2.Анализ опасности поражения человека электрическим током. 3.Меры защиты от поражения электрическим током. 4.Безопасность труда на предприятиях общественного питания Самостоятельная работа №9 1.Требования безопасности к технологическому оборудованию. 2.Требования к организации и проведению погрузочно-разгрузочных работ. |
|
2 |
|
|
|
2 |
2 2 |
Л.21 с.112-117; 124-137; выполнить СР № 9 Л.21 с.75-79. Составить опорный конспект |
|
Тема 3.5. Производственная санитария и гигиена труда |
10 |
4 |
|
2 |
|
4 |
|
|
||
Тема 3.5.1. Микроклимат на рабочих местах |
4 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
||
19 |
1. Характеристика и классификация вредных веществ. 2. Комплекс мер коллективной защиты от вредных веществ. 3. Микроклимат и его показатели. 4. Обеспечение норм микроклимата. Самостоятельная работа №10 1. Воздействие шума и вибрации на человека. 2. Классификация и нормирование шума и вибрации. |
|
2 |
|
|
|
2 |
2,3 2 |
Л21, с.170 – 194; выполнить СР №10 Л 21, с.203 – 215. Подготовить информационное сообщение |
|
Тема 3.5.2. Освещение производственных помещений. Электромагнитные поля и инфракрасное излучение |
6 |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
|
||
20 |
1. Освещение производственных помещений и его нормирование. 2. Нормирование электромагнитных полей. 3. Защита от инфракрасного излучения. Самостоятельная работа №11 1. Классификация средств индивидуальной защиты. 2. Спецодежда, спецобувь и средства защиты рук. 3. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. 4.Средства индивидуальной защиты от электрического тока, шума и вибрации. |
|
2 |
|
|
|
2 |
2,3 2,3 |
Л 21, с.195 – 202; с.216 – 221. выполнить СР №11 Л 1, с.222 – 229. Подготовить презентацию |
|
21 |
Практическая работа №6 Разработка мероприятий по оздоровлению условий труда работников предприятий общественного питания. |
|
|
|
2 |
|
|
2,3 |
Л 21, с.170- 229. выполнить СР№5 |
|
Тема 3.6. Пожаро и взрывобезопасность |
9 |
3 |
2 |
2 |
|
2 |
|
|
||
Тема 3.6.1. Организация пожарной безопасности на предприятиях общественного питания |
4 |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
||
22 |
1. Особенности пожароопасности предприятий общественного питания. 2. Причины пожаров. 3. Требования пожарной безопасности при проектировании и строительстве предприятий общественного питания. 4. Организация пожарной безопасности на предприятиях общественного питания. Самостоятельная работа №12 1. Категории и классификация помещений, зданий, сооружений и технологических процессов по пожаровзрывоопсности. 2. Классификация строительных материалов и конструкций по возгораемости и огнестойкости. |
|
2 |
|
|
|
2 |
2 2 |
Л 21, с.230 – 235; 242-252. выполнить СР №12 Л 21, с.235 – 242. Составить опорный конспект и подготовить презентацию |
|
Тема 3.6.2. Средства и техника тушения пожаров |
5 |
1 |
2 |
2 |
|
|
|
|
||
23 |
1. Пожарная сигнализация и связь. 2. Способы и средства тушения пожаров. 3. Первичные средства пожаротушения. 4. Автоматические системы пожаротушения. |
|
1 |
|
|
|
|
2,3 |
Л 21, с.253 – 266. |
|
24 |
Практическая работа №7 Изучение устройства и овладение навыками применения средств тушения пожаров; пожарной сигнализации и связи |
|
|
|
2 |
|
|
2,3 |
Л 21, с.253 – 266. |
|
25 |
Семинар №3Пожаро- и взрывобезопасность на предприятиях общественного питания. |
|
|
2 |
|
|
|
2,3 |
Л 21, с.230 – 266. |
|
|
Всего по разделу 1 и 2 |
32 |
14 |
2 |
6 |
|
10 |
|
|
|
|
Всего часов по разделу 3 |
41 |
15 |
4 |
8 |
|
14 |
|
|
|
|
Всего |
73 |
29 |
6 |
14 |
|
24 |
|
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет безопасности жизнедеятельности, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами: компьютером, средствами аудио- визуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD- фильмами, мультимедийными пособиями).
3.2. Перечень учебно-методической литературы
Информационное обеспечение обучения.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
Учебная и дополнительная литература
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 351 с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 320 с.
3. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. – Москва : Академия, 2012. – 288 с.
4. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : практикум : учебное пособие / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. – Москва : Академия, 2013. – 144 с.
5. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебник / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – 9-е изд., стер. – Москва : Академия, 2014. – 336 с.
6. Воронов, Г. О. Основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории Донецкой области [Текст] : учебное пособие / Г. О. Воронов ; Учебно-методический центр гражданской защиты и безопасности жизнедеятельности Донецкой области. – Донецк, 2013. – 143 с.
7. Краткий справочник спасателя [Текст] : одобрен методическим сове- том Учебно-методического центра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Донецкой Народной Республики МЧС Донецкой Народной Республики ; протокол № 6 от 03.05.2016. – Донецк, 2016.
8. Конституция Донецкой Народной Республики
9. Закон ДНР «Об охране труда» №31-1НС от 20.04.2015 г.
10.Закон ДНР «О пожарной безопасности» №06-1НС от 17.02.2015 г.
11. Закон ДНР «О нормативных и правовых актах» №72-1НС от 07.08.2015 г.
12. Закон ДНР «О профессиональных союзах» №65-1НС от 29.06.2015 г.
13. Закон ДНР «Об отпусках» №16-1НС от 16.03.2015 г.
14. Закон ДНР «Об основах общеобязательного социального страхования» №37-1НС от 18.05.2015 г.
15. Закон ДНР «О здравоохранении» №42-1НС от 24.04.2015 г.
16. НПАОТ .00-4.06-15 Типовое положение о службе охраны труда, приказ Гос.комитета гортехнадзора ДНР от 27.08.15. №354.
17. НПАОТ 0.00-4.03-15 Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, приказ Гос.комитета гортехнадзора ДНР от 29.05.15. №227.
18. НПАОТ 0.00-4.04-15 Положение о расследовании и ведении учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве, приказ Гос.комитета гортехнадзора ДНР от 27.08.15. №355. заведений / Э.А. Арустамов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
19. НПАОТ 0.00-4.07-15 Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда. Утверждено приказом Государственного комитета Гортехнадзора ДНР от 28.08.2015 № 358
20. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003-74 (1999) ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»
21. Бурашников Ю.М., Максимов А.С. Охрана труда в пищевой промышленности. общественном питании и торговле.- М.: Академия, 2010.
22. Лабораторный практикум по курсу «Основы охраны труда» - В.В.Березуцкий, Т.С.Бондаренко, Л. А.Васьковец и др. Под ред. В.В.Березуцкого. - Х.:Факт, 2005.
23. Елхин В.Д. «Механическое оборудование предприятий общественного питания» 2010/
24. Лутошкина Г.Г. Справочник. М.: ACADEMA, 2006 г. «Тепловое оборудование предприятий общественного питания»
25. Стрельцов В.В. Справочник Холодильное оборудование предприятий торговли и общественного питания.
26. Фатыхов Д.Ф.,К. Катсигрис, Учебник ресторатора. М.: ИД «Ресторанные ведомости», 2008 г.
27. Типовые инструкции по охране труда для работников предприятий торговли и общественного питания. СПб. - Комитет РФ по торговле, 2016
28. Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах в малом бизнесе и быту. М: Издательский центр «Академия», 2007 г.
1. Официальный сайт Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dnr-online.ru/ .
2. Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dnrsovet.su/.
3. Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mondnr.ru/ .
4. Официальный сайт Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dnmchs.ru/.
5. Официальный сайт Министерства государственной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mgb-dnr.ru/ .
6. Официальный сайт Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mzdnr.ru/.
Официальный сайт Донецкого высшего общевойскового командного училища [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://donvoku.com/ .
7 Информационное агентство «Оружие России» [Электронный ресурс].
–Режим доступа : http://www.arms-expo.ru/ .
8. ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны [Электронный ресурс] : проект. – Режим доступа : www.pobediteli.ru .
9 Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.window.edu.ru .
10. Доступность, качество, эффективность [Электронный ресурс] : российский образовательный портал. – Режим доступа : www.school.edu.ru/default.asp .
11. Официальный сайт В. Ф. Базарного : автор здоровье сберегающих технологий в школе и детском саде [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.bazarny.ru/.
12. Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.obzh.ru/ .
13. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа : http://обж.рф.
14. БЖД [Электронный ресурс] : каталог онлайн курсов, видео уроков и тестов. – Режим доступа : https://www.kursoteka.ru/.
15. 1. http :// fcior.edu. ru /catalog /meta /6/p/page.htlm
16. 2. http :// www.eda - server.ru /gastronom /
17. 3. www.rp1990.ru
18. 4. www.restoracia.ru
19. 5.http://gkgtn.ru - Официальный сайт Государственного комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики
20. 6. http://dnmchs.ru- Официальный сайт Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики
21. 7. http://base.safework.ru iloenc - Энциклопедия по охране и безопасности труда
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Освоенные умения: |
|
|
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей раз- личного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; -использовать средства индиви- дуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - правильно действовать при об- наружении пожара и применять первичные средства пожароту- шения; -применять профессиональные знания в ходе исполнения обя- занностей военной службы на во- инских должностях в соответ- ствии с полученной профессией; -владеть способами бескон- фликтного общения и саморегу- ляции в повседневной деятельно- сти и экстремальных условиях военной службы; -оказывать первую помощь по- страдавшим. |
Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям. Адекватность, опти- мальность выбора спо- собов действий, мето- дов, техник, последова- тельностей действий и т.д. Точность оценки, само- оценки выполнения, соответствие требованиям инструкций, регла- ментов; Рациональность дей- ствий и т.д. |
Текущий контроль: - экспертная оценка де- монстрируемых умений, выполняемых действий, защита отчетов по прак- тическим занятиям. Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете. |
Знания: |
||
принципы обеспечения устой- чивости объектов экономики, прогнозирования развития собы- тий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситу- ациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противо- действия терроризму как серьез- ной угрозе национальной без- опасности Донецкой Народной Республики; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - правила пожарной безопасности в быту, назначение и правила применения первичных средств пожаротушения; пожарную опасность производственных процессов по специальности и правила пожарной безопасности для конкретных технологических процессов по видам профессиональной деятельности; - организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов; адекватность применения профессиональной терминологии. |
Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов; -тестирования; - выполнения практических заданий. |
Критерии оценивания
учебных достижений студентов (обучающихся) по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда»
При оценивании знаний и умений студентов (обучающихся) при освоении учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимо учитывать такие аспекты:
1. Владение теоретическими знаниями предусматривает, что студент (обучающийся) отвечает на такие вопросы:
• Что произошло? (может описать ситуацию и определить уровень опасности)
• Как необходимо действовать? (может описать последовательность или алгоритм своих действий)
• Какие средства защиты имеются? (может определить, есть ли средства защиты и как их использовать)
• Какой результат необходимо получить? (может оценить степень своей безопасности и отсутствие угрозы своей жизни)
Воспроизведение темы полностью или частично, её анализ и отстаивание своей точки зрения в разных ситуациях свидетельствует об уровне теоретических знаний.
2. Владение практическими умениями в различных ситуациях, в которых применяются полученные знания.
Владение практическими умениями зависит от правильного (неправильного, частичного) выполнения последовательности действий в различных ситуациях, согласно принятым инструкциям или алгоритму действий.
3. Самостоятельная работа студента.
Уровень самостоятельности оценивается в ответах, в выполнении практических заданий, в использовании дополнительных источников информации во внеаудиторное время.
4. Количество и характер ошибок, допускаемых в ответах и выполнении
практических заданий.
Отметки |
Уровень усвоения |
Показатели оценки |
1 |
Очень плохо |
Студент не ответил ни на один вопрос, не выполнил задания. |
2 |
Плохо |
Студент не раскрыл содержания вопроса; в ответе нарушена логика изложения, отсутствует аргументация в суждениях. Студент выполнил практическое задание с грубыми ошибками. Самостоятельная деятельность студента отсутствует. |
3 |
Удовлетворительно |
Студент показал основное усвоение темы, с отдельными нарушениями логики изложения, без выводов и аргументации, неполно ответил на вопросы. В основном выполнил практическое задание с помощью инструкции (алгоритма), допустив существенные ошибки. Студент частично действовал самостоятельно, при необходимости обращался за помощью к преподавателю. |
4 |
Хорошо |
Студент раскрыл содержание темы, правильно делая выводы, используя определения, термины, допуская отдельные неточности в изложении, не влияющие на смысл. Студент последовательно выполнил практические действия, допуская нечеткость в действиях или используя нерациональные способы действий. Студент действовал самостоятельно; использовал дополнительные источники информации. |
5 |
Отлично |
Студент полно раскрыл содержание темы в пределах программы, нашел альтернативные пути решения проблемы в ситуации, аргументировал свой ответ. Студент правильно выполнил практическое задание, показал способность организовать свою деятельность и совместную деятельность с другими; аргументировал свои действия и действия других. Использовал рациональные способы действий на основе дополнительных источников информации. Студент действовал самостоятельно на основе составленного алгоритма действий; анализировал его. |