1.1. Взаимопосещение занятий преподавателей в ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли» является одной из форм методической работы педагогических работников.
1.2. Основными целями и задачами взаимопосещений являются:
- проверка качества проведения аудиторных занятий;
- повышение качества преподавания в колледже;
- передача опыта проведения занятий ведущими преподавателями;
- апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;
- изучение опыта работы межпредметных связей и пр.
Грамотный и тщательный анализ посещенного занятия является одним из условий повышения педагогического мастерства, так как, только научившись анализировать работу другого, можно отдать себе отчет в собственной деятельности, подойти к ней критически и сделать необходимые выводы.
1.3. При взаимном посещении учебных занятий преподавателям предоставляется возможность:
- профессионально совершенствоваться без отрыва от основной деятельности;
- сделать процесс повышения квалификации непрерывным, неразрывно связанным с целями и задачами развития колледжа с одной стороны и личными планами преподавателя с другой стороны.
2.1. Взаимопосещение учебных занятий организуется между преподавателями как внутри цикловой комиссии, так и между цикловыми (методическими) комиссиями.
2.2. Взаимные посещения учебных занятий планируются в работе цикловых комиссий на учебный год.
2.3. График взаимопосещений рассматривается в начале учебного года на заседании цикловой комиссии и доводится до сведения преподавателей. За соблюдением графика взаимопосещений следит заместитель директора по учебной работе, председатель цикловой комиссии и заведующий учебно-методическим кабинетом колледжа.
2.4. Взаимопосещения организуются председателями цикловых комиссий во время учебного процесса как теоретического, так и практического обучения.
2.5. Председатель цикловой комиссии ведет Журнал взаимных и контрольных посещений занятий педагогических работников.
2.6. Итоги взаимопосещений учебных занятий обсуждаются на 1\clip_image002.jpg"
o:title=""/>
заседаниях цикловых комиссий.
1\clip_image004.jpg"
o:title=""/>
2.7. Порядок или периодичность взаимопосещений занятий в течение учебного года определяется следующим образом:
- преподаватель посещает не менее 5 занятий; - председатель цикловой комиссии, директор колледжа посещает не менее 10 занятий; заместитель директора по учебной работе, заведующий учебно-методическим кабинетом колледжа, заведующие отделениями посещают не менее 15 занятий.
3. Права и обязанности посещающего
3.1. Права посещающего преподавателя:
3.1.1. Ознакамливаться с учебно-планирующей документацией, методическими рекомендациями и дидактическими средствами обучения, использованными на данном занятии.
3.1.2. Высказывать свое мнение о положительных и отрицательных сторонах посещенного занятия при анализе после его завершения.
3.2. Обязанности посещающего преподавателя:
3.2.1. Заблаговременно (не менее чем за 1 день) ставить в известность преподавателя о своем намерении посетить его занятие.
3.2.2. Не вмешиваться в работу преподавателя и студентов на занятии.
3.2.3. Соблюдать тишину и порядок.
4.1. Права посещаемого преподавателя:
4.1.1. Не давать разрешения на посещения его занятия без предварительного согласования.
4.2. Обязанности посещаемого преподавателя:
4.2.1. Не препятствовать без объективных причин намерениям преподавателей посещать его занятие.
4.2.2. Предоставлять посещающему преподавателю место в учебном кабинете для наблюдения и анализа хода занятия.
4.2.3. Предоставлять посещающему преподавателю по его просьбе учебно-планирующую документацию, методические рекомендации и дидактические средства обучения, использованные на данном занятии.
1\clip_image006.jpg"
o:title=""/>
С целью подведения итогов посещенного занятия, преподаватель, посещающий занятие, обязан оформить Анализ занятия и ознакомить с ним под подпись преподавателя (Приложения 1,2), а также оставить отзыв о посещении занятия в Журнале взаимных и контрольных посещений занятий педагогических работников (Приложения 3,4).
6.1. Контроль за планированием и проведением взаимопосещений занятий осуществляет председатель цикловой комиссии. На сентябрьском заседании цикловой комиссии утверждается график взаимопосещений занятий на учебный год.
6.2. В план июньского заседания цикловой комиссии включается вопрос об итогах взаимопосещения занятий за учебный год согласно графику.
6.3. Сводные результаты по взаимопосещению занятий цикловыми комиссиями представляются методистом колледжа в годовом отчете об организационно-методической работе колледжа
Приложение 1
Анализ занятия
преподавателя ГПОУ „Донецкий государственный колледж
пищевых технологий и торговли”
_________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
по дисциплине ___________________________________________________
Дата проведения: _____________________
Группа: _____________________
Количество студентов: по списку – ____, присутствующие – ____
Цель посещения _____________________________________________________
Тема занятия: ________________________________________________________
Тип занятия: _________________________________________________________
Основные компоненты занятия: |
«+» |
«-» |
Примечание |
1. Организация занятия
|
|
|
|
2. Постановка цели
|
|
|
|
3. Выделение главного на занятии
|
|
|
|
4. Своевременный контроль на
|
|
|
|
5. Активность, занятость студентов
|
|
|
|
6. Самостоятельность студентов на занятии
|
|
|
|
7. Практическая работа
|
|
|
|
8. Соответствие структуры занятия
|
|
|
|
9. Плотность занятия
|
|
|
|
10. Результативность
|
|
|
|
11. Уровень обучения
|
|
|
|
Формы и методы работы: 1. Проблемно-поисковые
|
|
|
|
2. Словесно-наглядные
|
|
|
|
3. Новые формы и методы
|
|
|
|
4. Индивидуальный дифференцированный подход
|
|
|
|
5. Использование ТСО
|
|
|
|
Личность:
1. Умение владеть группой
|
|
|
|
2. Личная культура
|
|
|
|
3. Педагогический такт
|
|
|
|
4. Эрудиция
|
|
|
|
5. Взаимоотношения со студентами
|
|
|
|
Уровень профессионального методического мастерства преподавателя/мастера п/о в целом? (Нужное подчеркните) (Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий)
|
|
|
|
Выводы и предложения (положительные особенности занятия, замечания, рекомендации)
|
|
|
|
Занятие посетил ___________ _________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С анализом занятия ознакомлен ___________ _________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Приложение 2
Анализ внеаудиторного мероприятия
Преподаватель _____________________________________________________
Дата _______________ Курс ________ Группа __________________
Тема мероприятия ___________________________________________________
Цель проведения мероприятия ________________________________________
____________________________________________________________________
№ п/п |
Этапы |
Критерии деятельности |
Оценка деятельности |
Замечания, рекомендации |
||
Да |
Частично |
Нет |
||||
ІI.1. |
Общие сведения: |
Вид |
|
|
|
|
22. |
Соответствие мероприятия общим требованиям |
|
|
|
|
|
33. |
Воспитательным задачам |
|
|
|
|
|
44. |
Возрастным особенностям студентов |
|
|
|
|
|
III.1. |
Подготовка мероприятия |
Соответствие планированию |
|
|
|
|
22. |
Наличие методической разработки |
|
|
|
|
|
33. |
Привлечение студентов к подготовке. |
|
|
|
|
|
44. |
Общая организация проведения мероприятия |
|
|
|
|
|
ІIІІ.1. |
Ход проведения мероприятия |
Структура, содержательность |
|
|
|
|
22. |
Влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную сферу студентов их умственная деятельность |
|
|
|
|
|
33. |
Творческий характер работы преподавателя, студентов |
|
|
|
|
|
44. |
Влияние мероприятия на формирование общественной и гражданской мысли |
|
|
|
|
|
55. |
Активность студентов в проведении мероприятия |
|
|
|
|
|
66. |
Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО |
|
|
|
|
|
77. |
Анализ деятельности преподавателя на данном мероприятии: |
|
|
|
|
|
- владение методикой проведения мероприятия; |
|
|
|
|
||
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей уровня развития студентов; |
|
|
|
|
||
- взаимосвязь мероприятия с учебным материалом |
|
|
|
|
||
- взаимоотношения преподавателя и студентов |
|
|
|
|
||
IIV |
Общая оценка воспитательного мероприятия |
Результативность мероприятия. Достигнуты ли ожидаемые результаты воспитательного мероприятия |
|
|
|
|
Выводы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поведение и деятельность студентов ______________________________________________
________________________________________________________________________________
Результаты занятия _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Замечания; предложения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мероприятие посетил _______________ _________________________
(подпись) (И. О. Фамилия)
С анализом ознакомился ________________ _________________________
(подпись) (И. О. Фамилия)
________________ ________________________
(подпись) (И. О. Фамилия)
Приложение 1
Преподавателя ______________________________________ Дата ____________________
По дисциплине __________________________________________________________________
Группа ______________ Специальность ____________________________________
Количество студентов по списку _________ присутствуют ________ опоздали ______
Цель посещения занятия: __________________________________________________________
Тема занятия: ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вид занятия: _____________________________________________________________________
Дидактическая цель: ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Воспитательная цель: _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Подготовка аудитории к занятию: ___________________________________________________
Методическое обеспечение занятия: _________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Мотивация обучения ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Проверка домашнего задания _______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Короткий анализ опроса (методы, формы, сколько времени потрачено на опрос, объективность и комментирование оценок, поощрение и активизация студентов, систематичность проверки знаний): _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Формы и методы изложения темы ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Актуализация опорных знаний ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Закрепление материала (методы организации самостоятельной работы)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Выводы занятия (структура и логичность отдельных элементов занятия, связь программного материала с воспитательными задачами, связь теории с практикой, наглядность, доступность, средства повышения эффективности преподавания и активизация мыслительной деятельности обучающихся) ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Замечания ________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Предложения _____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Занятие посетил ______________________________ ________________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С анализом ознакомлен ________________________ ________________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Приложение 2
СХЕМА АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Ф.И.О., проводившего мероприятие ________________________________________________
Дата ____________ Группа ________________ Количество присутствующих студентов ____
Форма мероприятия _____________________________________________________________
Место проведения _______________________________________________________________
Тема __________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Кто привлекается к мероприятию __________________________________________________
![]() |
Цели (задачи) мероприятия _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Оснащение мероприятия _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Структура мероприятия __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Содержание и методика проведения мероприятия ____________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Активность студентов при подготовке и проведении мероприятия ______________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
1\clip_image009.jpg"
o:title=""/>
Общая оценка и педагогическая ценность мероприятия ________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Рекомендации __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Мероприятие посетил ___________________________ ______________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С анализом ознакомлен ________________________ ________________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Приложение 3
титульный лист ЖУРНАЛА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТОРГОВЛИ»
ВЗАИМНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ПОСЕЩЕНИЙ ЗАНЯТИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИ
1\clip_image012.jpg"
o:title=""/>
в 20___ —20___ учебном году
Приложение 4
ФОРМА ЖУРНАЛА
Дата посещения, группа |
Кто посетил (должность, фамилия, имя, отчество) |
Кого посетил (фамилия, имя, отчество) |
Учебная дисциплина, |
Отзыв о посещении занятия и рекомендации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|